Педагогическая рефлексия как основа профессионального и личностного роста педагога
Рефлексия перевертывает предмет с разных сторон и при разном освещении, так что не остается незамеченным ничего существенного – почти как перевертывают камень, чтобы посмотреть, какова нижняя сторона и что он покрывает. Джон Дьюи
Reflexio (лат.) – «обращение назад». Педагогическая рефлексия – процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Размышления о себе в профессии
Размышления о себе в профессии
Этапы решения поставленной задачи Проектирование предметного содержания и форм деятельности учащихся Использование намеченного проекта в непосредственном взаимодействии с учащимися Итоговая оценка достигнутых результатов
Педагогическая рефлексия в зависимости от функциональной позиции учителяЭксперт по подаче информации Эксперт по коммуникации Исследователь-аналитик
Рефлексия по временной ориентации Рефлексия на основе отношения «учитель - ученик»
Роль и место рефлексии в деятельности учителя Умен не тот, кого случай делает умным, а тот, кто понимает, что такое ум, умеет его распознать и любуется им. Франсуа де Ларошфуко
Рефлексия учителя в учебном взаимодействии с учеником Неправ тот, кто считает, будто ум и проницательность – различные качества. Проницательность – это просто особенная ясность ума, благодаря которой он добирается до сути вещей, отмечает все, достойное внимания, и видит невидимое другим. Франсуа де Ларошфуко
Как обучают рефлексии в школе …школа должна помочь ребенку заглянуть в себя и определить некоторый набор ценностей, согласующийся с его неповторимой человеческой сущностью. Абрахам Маслоу
Методика организации рефлексии ученика на уроке
Развитие рефлексивных способностей ученика с опорой на вопросыКаковы мои главные результаты, что я понял, чему научился? Какие задания вызвали у меня наибольший интерес и почему? Как я выполнял задания, каким способом? Что я чувствовал при этом? Каковы были мои основные трудности и как я их преодолевал? и т.д.
Основные этапы
Итоговая рефлексия Каков мой самый большой успех за этот год (четверть)? Благодаря чему и как я смог его добиться? В чем я изменился? Каковы мои продвижения в знаниях? Что я понял о своем незнании? В чем состоят мои трудности? Как я их преодолеваю? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? Что я научился делать хорошо? Какие новые виды деятельности и способы я освоил?
Подходы проблематизации учебной ситуации: предложить ученикам придумать способы представления информации, альтернативные тому, что представлено в учебнике или в объяснении учителя; предложить ученикам сравнить разное изложение и интерпретацию тех же событий, идей, явлений; предложить ученикам придумать альтернативные варианты разрешения известных событий с прогнозом соответствующих последствий; предложить ученикам игровой прием «что было бы, если…»; предложить ученикам самостоятельно «додумать» какой-либо феномен или событие, в объяснении которого учитель намеренно не упомянул какие-либо факты или детали; и др.
Педагогическая рефлексия как свойство профессионального мышления учителя Стремление учителя осмыслить внутренние механизмы процесса обучения Аналитический подход учителя к своему практическому опыту Конструктивная направленность анализа учителем своей деятельности
Рефлексивный практикум Метод «рефлексивных уроков»: Разработка фрагмента урока по темам: «Изготовление фигурки из бумаги в технике оригами», «Освоение алгоритма решения логических задач», «Изучение международного языка для потерпевших бедствие»; Анализ урока, основанный на принципе зеркального отражения учебной ситуации глазами «учителя», «ученика», «большим кругом».
Опорные вопросы для обсуждения рефлексивного урока “большим кругом” (все группы учителей с учениками) Каково отношение к проведенному уроку у наших учителей? (поделитесь своими краткими впечатлениями о полученном опыте, расскажите о своей «версии» данного урока). Насколько удачной и эффективной была выбранная стратегия обучения? В чем вы видите ее достоинства и недостатки? Что послужило причиной успеха на уроке: помогло ученикам лучше освоить учебный материал и получить удовольствие от урока? Было ли что-нибудь, что, возможно, помешало достичь оптимального результата? Что вы открыли для себя заново, что теперь стоит запомнить и использовать в дальнейшем – как в обучения кого-либо, так и в собственной учебе?
Общие выводы и рекомендации Целенаправленная и систематическая работа по формированию и развитию профессиональной рефлексии способствует улучшению качества знаний, умений и навыков педагогов, повышению их потребности в самообразовании, самосовершенствовании и развивает творческую активность. Изучение и развитие рефлексии проводить целостно и системно, во всех ее аспектах и проявлениях, с учетом индивидуальных личностных особенностей учащихся и специфики профессиональной деятельности педагога. Развитие рефлексивного творческого мышления, осознание его значения для творческого решения профессиональных задач способствовует активизации познавательной деятельности педагогов и систематической работе по повышению ими своей профессиональной компетентности. Важная роль в развитии рефлексивных способностей и умений учащихся отводится преподавателям, которые сами обязаны иметь высокий уровень развития профессиональной рефлексии и владеть рефлексивными технологиями решения учебных, воспитательных и профессиональных задач, чтобы обучать этому учащихся.
Решение педагогического совета: Педагогам в системе использовать технологии организации рефлексивной деятельности с целью проведения анализа и оценки деятельности учащихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения учащихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность. Руководителям школьных методических объединений более подробно изучить методы профессиональной рефлексии на заседаниях методических объединений. Психологической службе разработать и провести тренинг профессионального осознания с педагогами.