Педагогический совет « Как наладить отношения и дисциплину в школе?» МОУ КСОШ №1 18.04.2011г
«Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» В.А.Сухомлинский Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок!
Виды педагогических ситуаций и конфликтов. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие: ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности; ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы; ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Педагогический совет « Как наладить отношения и дисциплину в школе?» МОУ КСОШ №1 18.04.2011г
Ситуации, в которых проблема принадлежит учителю. • ученик царапает парту; • некоторые учащиеся прерывают ваши объяснения на уроке; • школьники сорят в классе; • ученик постоянно опаздывает на урок и дезорганизует работу класса; • школьники портят учебные пособия; • школьник отрывает у вас слишком много времени, сплетничая о своих одноклассниках; • учащиеся берут бумаги с вашего стола без спроса; • школьники громко ссорятся на уроке и мешают вам.
Что же делать, если проблема принадлежит вам? Есть три возможности: 1. работать с учеником; 2. работать со средой; 3. работать с собой.
Последствия замечаний 1. Провоцируют сопротивление у школьников. 2. Заставляют учеников чувствовать, что учитель считает их глупыми, абсолютно ни на что не способными. 3. Показывают школьникам, что педагогу нет дела до их чувств, потребностей и мыслей. 4. Заставляют учеников чувствовать вину, стыд, смущение. 5. Снижают детскую самооценку. 6. Активизируют самозащиту школьников. 7. Провоцируют детский гнев и мстительность. 8. Являются причиной пассивности учеников.
Группы замечаний 1. Предписывающие замечания. — Выплюнь сейчас же резинку! — Немедленно сядь! — Если ты не займешься лабораторной, я оставлю тебя доделывать ее после уроков! — Если ты будешь продолжать так вести себя, то скорее вылетишь из школы! — Ты бы лучше учился, а не за девочками подглядывал! — В твоем возрасте уже следует знать, как себя вести! — Я бы на твоем месте никогда себя так не повела! — Девочки, обсудите ваши проблемы на перемене!
Большинству учителей кажется, что предписывающие замечания — самый простой и действенный способ управления классом. Недостатки: слишком часто не срабатывает они несут информацию только об ученике, но никогда об учителе
Подавляющие замечания — Как только в школе драка, я всегда знаю — это Петров! — Ну, ты мне и надоел! — Вы скачите, как стадо! — Надо же, как ты разошелся! Давно двоек не получал!? — У вас что, мальчики, проблемы с дисциплиной? — Трудно усидеть в классе в такой прекрасный день, не правда ли? — Почему это вы сидите не на своих местах? — Как ты можешь надеяться сдать экзамены, когда ты пропустил столько занятий?
Косвенные замечания —Никогда прежде мне не приходилось работать с классом обезьян! — Ну что, Мишин, вызывать тебя сегодня бессмысленно, а? — Подождем, ребята, пусть наш клоун закончит выступление! — Это когда же тебя назначили директором школы? — Я очень надеюсь, что ты закончишь все-таки школу, станешь учителем и у тебя будут сотни таких же учеников, как ты сам!
1. работать не только с учеником, но и 2. работать со средой; 3. работать с собой.
Стили реагирования в конфликтных ситуациях Конкуренция Уклонение (игнорирование) Приспособление Компромисс Сотрудничество
Стиль конкуренция Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому Недостатки Конфликт не решается справедливо Постоянный конфликт со всеми
Стиль уклонение Человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта Недостатки Конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время
Стиль приспособление Человек стремится уйти от конфликта, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные интересы Недостатки Конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращаются
Стиль компромисс Человек озабочен и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего не выигрывает Недостатки Может накапливаться неудовлетворённость у людей
Стиль сотрудничество Стиль позволяет выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решение в конфликтных ситуациях Недостатки Таким человеком быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других
Методы воспитания Методы формирования сознания (Лекция, рассказ, объяснение, беседа и диспут, совет, просьба, пример, внушение) Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (Педагогическое требование, общественное мнение, приучение, поручение, упражнение, воспитывающие ситуации) Методы стимулирования поведения и деятельности ( поощрение, наказание, одобрение)
Средства воспитания это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода.
Формы работы классного руководителя Индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи и др.) групповые (советы дел, творческие группы и др.) Коллективные (КТД, конкурсы. Спектакли, соревнования, экскурсии и др.) Классный час
Работа с трудным подростком