Стратегия социокультурной модернизации образования как социального института формирования гражданской идентичности и консолидации в российском обществе
Ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества: консолидация общества в условиях роста его разнообразия;повышение роли образования как механизма социальной стратификация общества;формирование гражданской идентичности личности;взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур;конкурентоспособность личности, общества и государства.
7 основных вопросов социокультурной модернизации образования: 1. С какого рода рисками сталкиваются политики и управленцы, пытающиеся реформировать сферу образования без учета социальных эффектов образования?
7 основных вопросов социокультурной модернизации образования: 2. Как образование влияет на такие проявления социальной стратификации как«социальный лифт» (повышение социально-экономического статуса в системе социальной иерархии общества),«социальный миксер»(перемешивание разных социальных слоев общества),- «социальный колодец» (падение социально-экономического статуса в системе социальной иерархии общества)?
7 основных вопросов социокультурной модернизации образования: 3. Какие социальные действия и программы следует осуществить, чтобы перейти от декларации приоритетности образования как ценности общества к достижению реального приоритета образования как задаче государственной политики?
7 основных вопросов социокультурной модернизации образования: 4. Какова роль образования в целом, в том числе школьных стандартов образования, в формировании гражданской идентичности личности, «общей родословной» российских граждан, чувства понимания исторической «общей судьбы» как основы социальной солидарности российского общества?
7 основных вопросов социокультурной модернизации образования: 5. Может ли образование как институт социализации личности быть конкурентноспособным по отношению к другим институтам социализации подрастающих поколений: семья, религия и средства массовой коммуникации?
7 основных вопросов социокультурной модернизации образования: 6. Как превратить управление образованием через стандарты образования в ресурс уменьшения разных рисков, социальных и межличностных конфликтов, в том числе конфликтов, возникающих на почве ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии, социальной агрессии и нетерпимости?
7 основных вопросов социокультурной модернизации образования: 7. Как через управление знаниями с помощью такого инструмента как стандарты образования добиться социального доверия и взаимопонимания в российском обществе?
Риски недооценки социальных эффектов модернизации образования Недооценка образования как одного из ведущих институтов социализации подрастающего поколения.- Недооценка роли образования в решении проблем российского общества: усиление миграционных процессов, социальное сиротство, демографические изменения, возникновение различных социальных конфликтов и др.
Риски недооценки социальных эффектов модернизации образования Отсутствие социального целеполагания при проектировании различных сценариев развития образования.- Недооценка роли средств массовой коммуникации и религии в процессе социализации подрастающих поколений.Кризис семьи как института социализации подрастающего поколения.
Риски недооценки социальных эффектов модернизации образования - Игнорирование мотивации различных социальных групп при проведении социальных реформИспользование социальных страхов массового сознания как средств мобилизации протестной реакции населения по отношению к реформам образования разными политическим группами
Риски недооценки социальных эффектов модернизации образования Экономико-управленческий детерминизм («реформирование образования от экономики»).«Реформирование образования изнутри» (реформирование образования в интересах профессионального цеха без учета социальных интересов подрастающего поколения, семьи, общества и государства).
7 основных задач социокультурной модернизации образования 1.Разработка стратегии развития образования как ведущей социальной деятельности общества и механизмов ее реализации в государственных программах.
7 основных задач социокультурной модернизации образования 2.Формирование гражданской идентичности личности как основы солидарности российского общества.
7 основных задач социокультурной модернизации образования 3.Проектирование образования как ресурса для установления диалога культур, толерантности, взаимопонимания и доверия в российском обществе.
7 основных задач социокультурной модернизации образования 4.Выявление возможностей образования для компенсации потенциальных рисков социализации подрастающих поколений, возникающих в других институтах социализации.
7 основных задач социокультурной модернизации образования 5.Повышение мобильности, доступности и качества образования как условия роста социально-экономического статуса в современном обществе, достижения личного и профессионального успеха.
7 основных задач социокультурной модернизации образования 6.Развитие «компетентности к обновлению компетенций» как цели образования и ключевого условия роста конкурентноспособности личности, общества и государства.
7 основных задач социокультурной модернизации образования 7.Разработка стандартов образования как конвенциональных норм, обеспечивающих баланс интересов личности, семьи, общества и государства.