Что такое современный урок?
Современный выпускник
А.А. Фурсенко «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации»«Формируются современные представления о фундаментальности образования - это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться».
Федеральные стандарты образования Приоритетные цели образования: овладение общеучебными умениями и навыками формироваиние умений учебного сотрудничества ФГОС−1 (2004) «с учетом реального состояния школьного дела» заявлены лишь как вектор развития, переходный стандарт (стандарт первого поколения)ФГОС−2 (2009) (стандарт второго поколения)сохраняют приоритеты ФГОС−1, но предлагают изменить требования к результатам образования: «они должны быть выражены не только в предметном формате, а, прежде всего, в формате универсальных (метапредметных) умений»
Метапредметные умения
Как учить? «Искусство педагога – в пробуждении природных сил ребенка и его самодеятельности». Ж.-Ж. Руссо«Плохой учитель преподносит истину, хороший − учит ее находить». А. Дистервег«Единственный путь, ведущий к знанию, − это деятельность». Б. Шоу «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь». Китайская мудрость«Главная цель воспитателя заключается в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни». А. Дистервег
Деятельностный метод В основе Cтандарта - системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия ведущей учебной деятельности обучающихся их индивидуальным особенностям и возрасту. Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Система дидактических принципов деятельностного метода
Типы уроков Урок «открытия» нового знания Цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.Урок рефлексии Цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).Урок общеметодологической направленности Цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации предметного содержания. Урок развивающего контроля Цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Структура учебной деятельности «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – та, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями»Ж.-Ж. Руссо, ХVIII век
Мотивация (самоопределение) к УД Цель:выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требования учебной деятельности
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения Цель:подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действияПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Выявление места и причины затруднения Цель:осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностейИ – исследованиегде возникло затруднение?К – критикапочему оно возникло?
Построение проекта выхода из затруднения Цель:постановка целей УД и на этой основе выбор способа и средств их реализацииП – проектированиекак выйти из затруднения?
Реализация построенного проекта Цель:построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении других типовых задач
Технология деятельностного метода 1) Мотивация к учебной деятельности.2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.5) Реализация построенного проекта.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.Цель: усвоение нового способа действийСамостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: исполнительская рефлексия8) Включение в систему знаний и повторение.Рефлексия учебной деятельности.Цель: самооценка учащимися результатов УД
Сравнительные особенности традиционного и современного уроков
Сравнительные особенности традиционного и современного уроков
Золотые правила учителя Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.Не бойся признаться в своем незнании какого-либо вопроса. Будь вместе с учениками в поиске. Будь для детей добрым другом. Каждый раз, когда тебе захочется командовать или рассердиться, вспомни о своем детстве и съешь мороженое.Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.Детей можно увлечь только тем, чем увлечен сам. Пусть на уроках свершаются открытия. рождается истина, покоряются вершины.
Творческих успехов вам, уважаемые коллеги!