ГОУВПО «Российская таможенная академия»Санкт – Петербургский им. В. Б. Бобкова филиалКафедра технических средств таможенного контроля и криминалистики Презентация по дисциплине «Криминалистика»на тему: «Следы транспортных средств»Выполнила: студентка 4521 группыСмола Александра СергеевнаНаучный руководитель:Санкт –Петербург - 2012
Трасология — криминалистическое учение о следах, один из центральных разделов криминалистической технике, в котором изучаются теоретические основы и закономерности возникновения следов, отражающих механизм совершения преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения, изъятия и исследования следов в целях выяснения обстоятельств, значимых для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
В широком “след“ - это всевозможные изменения в материальной обстановке, причинно связанные с событием преступления.В узком смысле слова “ след “ - это следы, образованные в результате отображения внешнего строения одного объекта на другом. Именно они и механизм их образования (касания, нажим, захват и др.), а также средства и методы, используемые для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования таких следов, составляют содержание понятия “трасология“.
Классификация следов1. Следы - отображения (материально - фиксированные).Например, наступив ногой в лужу и пройдя потом по сухой поверхности, преступник оставляет след своей обуви на месте происшествия. При отпирании замка отмычкой на деталях его механизма остаются следы использованной отмычки. Сюда же относятся следы пальцев на стекле, полированной поверхности стола, след протектора шины автомобиля на асфальте и т.п.2. Следы предметы: гильзы на месте происшествия, ломик, которым пользовался преступник при взломе преграды, платок, кепка, авторучка и другие предметы, случайно оставленные или оброненные преступником на месте происшествия;3. Следы - вещества (следы - сотатки).Это любые вещества органического и неорганического происхождения (пыль, краска, волокна), а также любые следы биологического происхождения ( крови, слюны и иные виды естественных выделений человеческого организма)
Транспортно-трасологическая экспертиза - вид исследований, предметом которого является изучение следов с целью установления оставившего их объекта и определения механизма образований следов.
Трасологическая экспертиза ДТП - это исследование следов контакта на автомобиле и месте происшествия (другом транспортном средстве, здании, сооружении и т.д.). Для восстановления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимо обнаружить следы на автомобиле или на месте аварии.
В рамках транспортно-трасологических экспертиз проводят следующие исследования:Экспертиза следов железнодорожного транспорта;Экспертиза следов наземных средств транспорта;Экспертиза следов водных видов транспорта.
Задачами транспортно-трасологического исследования является установление:механизма сближения ТCмеханизма взаимодействия ТС в процессе столкновениямеханизма перемещения ТС после столкновениямеханизма разрушения деталей и узлов ТС
Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией:а) следы ходовой части; б) следы выступающих частей транспортного средства; в) отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы).
По следам транспортных средств можно установить:а) групповую принадлежность транспорта, Вид(автомобиль, мотоцикл, велосипед, трактор и т. п.) Тип (грузовой или легковой автомобиль) Марку(МАЗ, ГАЗ, ВАЗ)Модель (ЗИЛ-130, ЗИМ-585, ВАЗ-2101 и т. п.); б) отождествить конкретное транспортное средство или его часть; в) установить некоторые обстоятельства развития преступного события, в котором участвовало транспортное средство (например, направление движения, длину тормозного пути и некоторые другие).
Классификация следов транспортных средствна дорожном покрытии и лежащих на дороге предметах(шинами автомашины, мотоцикла, велосипеда, трактора, прицепа; колесами гужевого транспорта; гусеницами трактора или тягача; полозьями саней; нижними частями автомашины, тягача, трактора (поддоном масляного картера или его защитным устройством, коробкой передач, карданным валом, картером заднего моста и др.)на различных предметах, в том числе, другом транспортном средстве — выступающими частями транспортного средства (бампером, облицовкой радиатора, номерным знаком, фарами и подфарниками, крыльями, буксировочным устройством и др.)Позитивные отображают только выступающую часть рисунка протектораНегативные образуются за счет наслоения грязи, застрявшей в углублениях протектора(в широком смысле)осколки стекла, отвалившиеся детали, отделившиеся частицы краски, пролившиеся жидкости (топливо, смазочные масла, тормозная жидкость), часть упавшего груза
Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду наибольшей распространенности автомобилей целесообразно ограничиться изучением следов их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и для других транспортных средств (мотоциклов, тракторов).
Следы ходовой частиПоверхностныеСледы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту)Позитивные от окрашенных выступающих частейНегативныеот частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колесаСледы отслоения (следы на загрязненной поверхности)Объемныеявляются результатом остаточной деформации грунта (песка, глины, рыхлой земли) и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.
По следам ходовой части определяют:направленностьрежим движения (торможения, остановки)вид, модель автомобиляпри наиболее благоприятных случаях проводят его отождествление
Следы качения возникают:поступательно-вращательного движения колеса торможения и пробуксовкиСледы скольжения возникают:при полной блокировке колес в процессе торможения
Ширина колеи — это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес или между просветами задних спаренных колес. Следует отметить, что в следах транспортных средств отображаются в основном отпечатки задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес.
База автомобиля — это расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различаютобщую базу автомобиля (расстояние между 1-й и 3-й осью)базу тележки (расстояние между 2-й и 3-й осью) Базу автомобиля замеряютпо следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу)в том месте, где он разворачивался с применением заднего хода.
Следы от выступающих частей транспортного средства подробно фиксируют в протоколе, отмечая их месторасположение, вид, величину, форму, высоту от дорожного покрытия. Фотографируют следы как вместе с объектом, на котором они обнаружены, так и в отдельности (с масштабной линейкой). Возможна схематическая зарисовка формы, локализации, размеров следов. Со следов незначительных размеров, которые могут быть использованы для идентификации, получают слепки. Это могут быть следы, оставленные головкой болта, гранью гайки, краевым участком бампера и т. п. Слепки получают с помощью полимерных соединений и иных пластических масс. Отпечатки делают с поверхностных следов одежды потерпевшего, отобразившихся на лакокрасочном покрытии транспортного средства. Для этих целей используют кусочки липкой пленки (например, дактилоскопической).
Список использованной литературы: Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2000.В. Л. Попов «Трасология как таковая: методические рекомендации», М.: Махаон, 2010.
Спасибо за внимание!!!