О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральный компонент устанавливает: Максимальный объем учебной нагрузкиНормативы учебного времениОбязательный минимум содержания основных образовательных программТребования к уровню подготовки выпускников
Место учебного предмета «География»в Федеральном базисном учебном плане ФБУП для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования.
В том числе: в VI классе – 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 35 часов учебного предмета «География» в VI классе перенесены в региональный компонент для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности
Эти часы рекомендуется использовать для проведения практических работ по темам курса географии с использованием краеведческого материала выполнения практических работ на местности
На этапе среднего полного общего образования на базовом уровне отведено 70 учебных часов на изучение географии за два года обучения — в 10 и 11 классах.
На изучение географии на профильном уровне федеральный базисный учебный план отводит 210 учебных часов за два года обучения, т. е. в 10 и 11 классах
Профиль или комбинация базовых, профильных и элективных курсов Профильное обучениеБазовый курс70 часов -2 часа в неделюв 10 классеили 1 час в неделю10 и11 классахПрофильный курс210 часов – 3 часа в неделю в 10 и 11 классахЭлективные курсы?в 10 и 11 классах
Федеральный компонентобразовательного стандарта по географии содержит Стандарт для основного общего образованиясреднего (полного) общего образования на базовом уровнесреднего (полного) общего образования на профильном уровне
Цели учитывают: необходимость всестороннего развития личности обучающегося, освоения знаний, овладения необходимыми умениями,развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитание черт личности, ценных для каждого индивидуума и общества в целом.
Структура целей представлена на пяти уровнях освоение знаний; овладение умениями; развитие, воспитание; практическое применение географических знаний и умений. Все цели являются равнозначными
Учитель должен уметь определять логику и последовательность конкретных целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся для каждого этапа обучения с учетом перспектив дальнейшей работы
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по географии обобщенное содержание географического образования представлен в форме набора предметных тем, объединенных в крупные блоки содержания
Обязательный минимум по географии не устанавливает последовательность изучения предметных тем и блоков содержания в рамках ступеней общего образования не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы.
В обязательном минимуме по географии Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено то географическое содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников по географии.
Требования задаются в деятельностной форме и определяют, что в результате изучения географии учащиеся должны: знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни Они служат основой разработки контрольных измерительных материалов по географии для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений
Концептуальные основыобразовательного стандарта по географии Реализация новой концепции содержания географического образования заключается в переходе от раздельного обучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу
Новизна стандарта обязательный минимум содержания по географии построен на основе комплексного географического подхода и синтезирует общеземлеведческое и страноведческое содержание географии
Современная модель и базовое содержание общеземлеведческих знаний Географическая оболочкаПространственно-временнаяпарадигмаГеографическаясреда
Географическое пространство-объект географии географическое
Уровни геосистем глобальныйрегиональныйлокальный
Такой подход позволяет Наиболее полно представить проблему «окружающая среда — общество — человек» и рассмотреть ее на примере разных территорий и акваторий ЗемлиВ основу обязательного минимума содержания учебного предмета на общеобразовательном уровне положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества
Обращаем Ваше внимание! Разделы «Источники географической информации» и «Природопользование и геоэкология» — универсальны. В примерных программах по географии показаны возможности их изучения в каждом курсе географии.
VI класс основной идеей этого курса становится: изучение взаимосвязей компонентов природы, формирующих окружающую среду,изучение деятельности человека, изменяющей окружающую среду,
В VII классе Раскрывается географическая специфика каждого материка на основе типовой характеристики.Выделение и изучение природно-хозяйственных регионов каждого материка позволяет более полно реализовать комплексный подход к изучению территории.
Комплексная географическая характеристика: географическое положение;особенности природных условий и ресурсов;характеристика населения и основных видов его хозяйственной деятельности;особенности материальной и духовной культуры народа.
Курс «География России» в 8—9 классе Главная его задача - формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины, на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства.
Географическое образование на этапе среднего полного общего образования на базовом уровне содержание географического образования построено, также как и в основной школе, на комплексной, интегральной основе, синтезируя два основных блока — физическую географию, а также экономическую и социальную.В основе среднего полного общего образования по географии на базовом уровне лежит курс географии мира.
Цель курса: формирование общей культуры школьников и в большей степени связана с мировоззренческими, воспитательными задачами предмета.
Новизна подходов в стандарте состоит, в первую очередь, в расширении российской тематики. С этой целью в базовый курс вводится раздел «Россия в современном мире».Кроме того, учебный географический материал о России рекомендуется включать в содержание других разделов курса.
Новизна подходов в стандарте Введение в базовый курс специального раздела «Современные методы географических исследований и источники географической информации», который призван обобщить картографические, статистические, геоинформационные и другие умения и навыки учащихся, довести их до уровня практического применения
Географическое образование на этапе среднего полного общего образования на профильном уровне изучение основных отраслей географической науки и геологию как самостоятельных блоков содержания, а именно:«География как наука»;«Введение в общую географию»;«Введение в физическую географию»;«Введение в геологию»;«Введение в экономическую и социальную географию»;«Природопользование и геоэкология».
География может изучаться Как в естественнонаучных профилях Так и в обществоведческих профилях
На профильном уровне учащиеся должны Изучить все разделы стандарта. Учебное время, отведенное на отдельные блоки содержания в примерной программе на профильном уровне, указано по минимально возможному его пределу (не менее). Запланирован значительный объем резервного времени в 30 часов, что предусматривает возможность его перераспределения между отдельными блоками содержания для более глубокого их изучения в соответствующих профилях.
Региональный компонент географического образования Изучение географии своего края, области, района, региона. Цель - наиболее полно раскрыть воспитательный и развивающий потенциал предмета — любовь к своей местности.
Практическая часть федерального компонента стандарта формирует способность и готовность учащихся к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.