Элективные курсы по географии в предпрофильной подготовке учащихся учитель географии МОУ Медынской СОШ Калужской области Прокшина рена Клавдиевнавысшая квалификационная категория
Элективные курсы: это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся;ориентированы на возраст ученика;реализуются за счет школьного компонента учебного плана;предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий;количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
Задачи элективных курсов: способствовать самоопределению ученика по выбору дальнейшей профессиональной деятельности;создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;активизировать познавательную деятельность учащихся;повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;- получить реальный опыт формирования индивидуальных учебных программ;- оказывать учащимся помощь и психолого-педагогическую поддержку в выборе профиля обучения.
Функции элективных курсов: «надстраивают» профильный курс;развивают содержание одного из базисных курсов;способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Мотивы выбора при разработке и реализации элективных курсов: подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»; поддержка изучения базовых курсов;профессиональная ориентация;интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.
Типы элективных курсов: Предметные курсыЭлективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный планМежпредметные элективные курсы
Предметные курсы: цель – углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план.Межпредметные курсы:Цель – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план:Цель – раскрытие и решение психологических, социальных, психологических, культурологических, искусствоведческих проблем.
Виды предметных элективных курсов: элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета;элективные курсы с углубленным изучением отдельных разделов основного курса, входящих в обязательную программу данного предмета; элективные курсы с углубленным изучением отдельных разделов основного курса, не входящих в обязательную программу данного предмета;прикладные элективные курсы: знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству;элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы;элективные курсы, посвященные истории предмета;7. элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач.
Принципы выбора типа элективного курса: Принцип доступности (углубление или расширение содержания будет осуществляться?);Принцип интегративности (интеграция в рамках предметных областей);Принцип фундаментальности (уровень содержательного наполнения курса: повышенный, углубленный или специальный);Принцип культуросообразности ( предоставление возможности ознакомления с историей, культурными традициями, тенденциями).
Базовые требования к содержанию программ элективных курсов: Ориентация на современные образовательные технологии;Соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам;Соответствие принятым правилам оформления программ;Наличие методических пособий, содержащих необходимую информацию;Краткосрочность проведения курса (не более 72 часов).
Правила оформления программ: Структурные элементы программы элективного курса:титульный лист;пояснительная записка;- учебно-тематический план;содержание изучаемого курса;методические рекомендации;- литература.
Титульный лист включает: Наименование образовательного учреждения;Сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;Название элективного курса;Класс, на который рассчитана программа;Ф.И.О., должность автора программы;Название города, населенного пункта;Год разработки программы.
Пояснительная записка включает: аннотацию, обоснование необходимости введения данного курса в школе;указание на место и роль курса в предпрофильной подготовке или профильном обучении;цель и задачи элективного курса (цель - для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет; задачи- что необходимо для достижения целей);сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);основные принципы отбора и структурирования материала;методы, формы обучения, режим занятий; предполагаемый результат изучения элективного курса ( какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);инструментарий для оценивания результатов.
Учебно – тематический план:
Содержание изучаемого курса включает: перечень тем и их реферативное описание.Методические рекомендации включают: основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме;описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий; дидактические материалы.
Литература включает: Список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса для учителя и учащихся.
Критерии оценки программы элективного курса: степень новизны для учащихся (материал, не содержащийся в базовых программах);мотивирующий потенциал программы (материал, вызывающий интерес у учащихся);развивающий потенциал программы ( материал способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся);Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.связность и систематичность изложенного материала.методы обучения (методы активного обучения: проектные, исследовательские, игровые и др.).степень контролируемости.реалистичность с точки зрения ресурсов (используются учебно-методические и материально-технические средства, кадровые возможности школы);формальная структура программы (наличие в программе необходимых разделов).
Элективный курс по географии Школа – МОУ Медынская СОШКласс – 9.Предмет: география.Название элективного курса – «Основы предпринимательской деятельности».Количество часов – 17.Автор – учитель географии Прокшина Р.К.
Пояснительная записка: Данный элективный курс по изучению предпринимательской деятельности рассматривается как одно из направлений экономической и социальной географии России. Направлен курс на формирование основ экономической грамотности, необходимой для профессиональной ориентации учащихся. Элективный курс поможет выпускникам школы правильно сориентироваться в выборе профиля, в соответствии с современными условиями рыночной экономики изучить спрос и предложение на профессиональном рынке. Современное хозяйство требует хорошей организации труда и правильного управления всем процессом производства. Это возможно только в результате изучения экономического менеджмента, владения необходимым багажом экономических знаний. Только экономически грамотные, профессионально обученные менеджеры смогут эффективно управлять трудовыми процессами. Знакомство с необходимыми профессиями г. Медыни, изучение спроса и предложений профессионального рынка – насущная потребность времени. Именно от будущих специалистов зависит, каким будет экономическое развитие нашего города, области, страны. Цель элективного курса:формирование необходимых знаний экономической грамотности, способствовать расширению интереса к изучению экономики, а именно основам менеджмента и предпринимательской деятельности. Задачи курса:изучить спрос и предложение на профессиональном рынке г. Медыни;научить учащихся окружающие вещи и процессы оценивать экономически;сформировать необходимые знания экономики, а именно предпринимательской деятельности;развивать творческую активность учащихся. Содержание программы разработано в соответствии с задачами данного элективного курса.
Учебно-тематическое планирование 1. мир профессий – 4 ч2.основы менеджмента и маркетинга – 4 ч3.основы частного бизнеса – 7 ч4. закрепление курса – 2 ч всего часов: 17
Литература: 1.Пунский В.О. Азбука учебного труда. М. « Просвещение», 1988г. 2. Липсиц И.В. Экономика. Издательство «Вита-Пресс», М., 2001г.3. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России и мировой рынок. АСТ – пресс, М., 2001г.
Элективный курс по географии: Школа – МОУ Медынская СОШКласс – 9.Предмет – география.Название элективного курса – «Районирование России»Количество часов – 17.Автор – учитель географии Прокшина Р.К.
Пояснительная записка: Изучение России, как и любого другого государства, имеющего большую площадь, невозможно без выделения районов по каким-либо показателям. Районирование может производиться для разных целей, с разных позиций, с использованием разных методов. Именно Россия является родиной экономического районирования. Впервые территорию России разделил учёный К. И. Арсеньев на 10 экономических районов с учётом природных условий и ресурсов, населения и развития хозяйства. Данный спецкурс содержит сведения о многообразии видов районирования, позволяет глубже понять проблемы хозяйства страны. Изучение функций и признаков районирования способствует более глубокому усвоению знаний об экономических зонах и районах нашей России, их размещении на территории страны. Изучение административно - территориального деления России, как одного из видов районирования, позволяет более подробно познакомиться с принципами АТД, с федеральными, государственно- территориальными и национально- территориальными образованиями. Познавая особенности территориальных единиц нашей страны, учащиеся получают представление и о многонациональном населении России. Задачи элективного курса «Районирование России»:познакомить учащихся с видами районирования;изучить признаки и функции районирования;расширить знания учащихся об экономических районах и зонах России;познакомить учащихся с федеральными округами России;более подробно изучить административно – территориальные единицы России, их отличие. Данный спецкурс позволит более подробно изучить виды районирования России, их особенности. Практическая часть спецкурса поможет глубже усвоить основные черты сходства и отличий экономических районов, административно – территориальных единиц.
Учебно-тематическое планирование: 1. Многообразие видов районирования. 12. Функции и признаки районирования . 13. Проблемы районирования России. 14. Экономическое районирование России. Принципы экономического районирования. 15. Экономические зоны России. 16. Экономические районы России. 17. Административно – территориальное деление России Принципы АТД 18. Федеральный уровень. Федеральные округа. 19. Государственно – территориальные образования. 110. Края. 111. Области, города федерального значения. 112. Национально – территориальные образования 113. Республики. 214. Автономная область, автономные округа. 115. Местный уровень. Города, районы, поселки городского типа 116. Итоговое занятие 1 Всего 17 часов.
Практическая часть элективного курса 1. тесты;2. определение региона России по его характеристике;3.решение проблемы района или региона России;4. работа в контурных картах;5. работа с картами атласа;6. составление « паспорта» экономического района;7. составление «паспорта» административно- территориальных единиц России;8.решение экономических задач;9.чтение диаграмм, схем, таблиц; 10.составление сравнительных таблиц.
Литература: 1. Алексеев А.И. , Николина В.В. География: население и хозяйство России. М.,«Просвещение» 2003 год. 2. Маёрова Н.Ю. Уроки географии 8-9кл. М., «Дрофа» 2004 год.3. Ром В.Я. , Дронов В.П. География России. М., «Дрофа» 2004 год4. Ром В. Я. Новое в России. Цифры и факты. М., «Дрофа», 2004 год.