Тема проекта: Игры на уроках географии в 6 – 7 классах Учитель географии СОШ №53 г. Чебоксары Малинина Наталия Семеновна
«Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Макаренко А.С.
Цель проекта: Показать роль игры в учебном процессе на уроках географиив 6 – 7 классах.
Задачи проекта: Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках географии через различные формы игровой деятельности.Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.Толерантное отношение к окружающим.Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.
Актуальность проекта: Сложившийся у основной массы детей стереотип восприятия нередко заставляет их отрицательно относиться к игровой деятельности на уроке. С одной стороны, им кажется, что деятельность, предлагаемая в стенах школы, учителем, в урочное время не может быть эмоционально привлекательной. С другой стороны, учащиеся могут придерживаться той точки зрения, что игра на уроке «несолидна», не соответствует их возрастному статусу, не способствует более успешному усвоению материала. Необходимо, следовательно, «реабилитировать» игру в глазах подростка, как обычную и удобную форму обучения.
Условия, обеспечивающие реализацию целей и задач игры на уроках географии: Наличие у учащихся достаточного объема знаний из предшествующих разделов школьного курса.Понимание учащимися целей и задач учебной игровой деятельности.Психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре.Формирование игровых микрогрупп с учетом уровня способностей и направленности интересов у учащихся.Формирование игровых групп с учетом взаимоотношений между учащимися, неформального лидерства, актуальных задач развития коллектива класса.Наличие предварительной заданной организатором психологической установки учащимся к участию в учебной игровой деятельности.
Система игровых критериев оценки учебно-игровых действий учащихся Соотнесение шкалы игровых оценок со шкалой школьных отметок.Постепенный переход к снижению эмоциональной значимости игровой оценки в восприятии ребенка.Эмоции в ходе игровой деятельности не должны опережать личную самооценку учащегося.Метод изучения действий «соперника».Анализ итогов учебной игры и адекватность полученной оценки на уроке.
Формирование мотивации учащихся через игры развивающего обучения в овладении учебным материалом: Стремление к результату.Стремление к самой деятельности, независимо от результата.Стремление использовать данную деятельность для получения побочного результата.Стремление получить общественную оценку своей деятельности (поднять свой авторитет).
Игры развивающего обучения: «Кубик Рубика».«Вторая половина».«Географический мяч».«Игра без слов».«Ассоциации».
Ролевые игры в учебном процессе: Одной из форм игровых методов проведения уроков является метод ролевой игры по типу – проблемно-ролевая дискуссионного характера. В отличие от театрализованной игры в проблемной игре происходит лишь распределение ролей и ставится проблема, решить которую должны участники с позиций своих персонажей.
Фольклор на уроках географии Природные условия территории всегда имели большое значение для проживания на ней населения, то чем они занимались. В многочисленных загадках, пословицах и поговорках передается описание характерных черт природы конкретных территорий. Работа идет не только чисто географическая через наблюдения за погодой и природой, параллельно учащиеся работают и над словом, улучшая свою грамматику и орфографию. Вот некоторые загадки, которые сочинили учащиеся 7 классов.
Загадки В семь цветов моя одежда Солнце, дождь мои швеи. В небе облаком летаю, На земле рекой бываю, Я и море, океан… Чаю сладкого стакан. Сыро, влажно, мокро. И пройти не просто. Я возьму с собой галоши, Чтоб набрать черники ложку.
Это очень странный дом, Шел я лесом – ничего,Помогает людям он. Шел я полем – вот и он:Он построен изо льда, Свежий, шустрый, озорнойНо тепло в нем, это да! И бывает он – любой!Цели я хочу достичь, Это не улей, не муравейник,До него хочу дойти. Но в нем тоже полно населения. Приближаюсь я к нему, Грохот, шум, толчея, суета,Он все дальше…почему? Но почему-то он манит меня. Такая большая страна, А весит на стене она.
Игры длительного характера «Караул, тонем!»Потепление климата на Земле обозначило проблему спасения населения прибрежных территорий от затопления.Задача: на географической карте найти свободные территории, где можно разместить население.Класс делится на пять групп, по направлениям: климатологи, геологи, картографы, почвоведы, биологи.Группы оглашают свои предложения по данному вопросу.Учитель оценивает их правильность.
Игра – это: ДеятельностьМотивированностьОбучение и воспитание в коллективе и через коллективУвлеченностьРазвитие речиФормирование определенных навыковОбщениеПознаниеУсвоение учебного материала
Список литературы: Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках. Методическое пособие. Москва: Творческий центр «Сфера»,2005.Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. Москва: Дрофа, 2006.Болотникова Н.В. География. Уроки-игры в средней школе. Волгоград: издательство «Учитель», 2007.Низовцев В.А., Марченко Н.А. Школьные олимпиады по географии. Москва: Айрис-пресс, 2006.Пашнина В.М. Игры и задания для умников и умниц к дням школьных наук. Постов-на-Дону:Деникс,2006.Яворская И.Н. Занимательная география. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.