Лекция 8. Представления о странах и регионах Курс «Новые направления в социальной географии»
Стереотипы и мотивации Стереотип эгоцентричности – внутренней точки зрения на пространство, ощущения себя в середине мира. Матрешка миров.Стереотипы в образах территорий зависят от:а) ранее полученной информации: - образ России в западной прессе – война, бомжи; - образ восточного города – шум, грязь, базар; - Москва – «большая деревня» и интеллигентский Петербург; - экологически грязный Рур – уже не так; - небоскребная Америка – («Одноэтажная Америка» Ильфа и Петрова не развенчала стереотип)б) отборе информации в соответствии с мотивациями: - Нью-Йорк - город желтого дьявола; - Африка - живут «дикари» (против – Миклухо-Маклай), - страшный Северный Кавказ- Стереотип потенциальных мигрантов о богатстве и больших возможностях в новом месте (миграции в США, левых европейцев в СССР, современная эмиграция из России). Если факты не совпадают со стереотипами – тем хуже для фактов. Люди видят мир таким, каким хотели бы его видеть.
Образы мира 19 век – Киплинг: «запад есть запад, восток есть восток и им не сойтись никогда».Трансформация раздела Запад-Восток Японией и новыми индустриальными странами. Запад – все развитые страны, включая Японию. Конец 20-го века – новое противопоставление Север-Юг. В России раздел Север-Юг воспринимается нечетко - Россия северная страна, но к развитым ее отнести вряд ли возможно.
Образы мира и геополитика Д.Замятин Понятие запад и восток в Европе. Зоны влияния и их границы. Пример Потсдамской конференции и раздела Европы: к востоку отошла Финляндия, к западу – Греция. Центральная Европа стала Восточной– Чехия, Венгрия. Послевоенные границы Восточной Европы до Эльбы. Анаморфированное геополитическое пространство. Черчилль внедрял образ Британии как медиатора на Ялтинской конференции: «Лондон на полдороге между США и Россией».
Историческая трансформация образов. Образ России в Западной Европе 15 –16 в. - малоизвестная христианская страна, частично европейская, возможный союзник в борьбе с Турцией;17 в. – допетровская Русь, периферия Европы, азиатская по культурно-географическому образу, но политико-географически – часть Европы;18 в. – образ (позитивный!) варварской России, «табула раса» для построение новой Европы (Лейбниц в переписке с Петром 1).19 в. – включенность в европейскую политику как великой державы (но - угрожающая азиатчина, «жандарм Европы»); при колониальном разделе Средней Азии в 19 в. Россия воспринималась британцами как европейская страна.1920-30 е годы –отношение социал-демократии Запада к коммунистической России - пример для будущего развития Европы Начало 1990-х гг. – сдвиг к Западу (страна, становящаяся европейской)Сейчас – сдвиг к Востоку? (коррупция, нарушения прав человека и др. ); восприятие как угрозы или непредсказуемой страны
Образы макрорайона Образы в культурной географии: «да скифы мы, да азиаты мы, с горящими и жадными глазами» (А.Блок). Скифы – европеоидный народ Причерноморья. У Блока скифы – центр поэтической картины мира, где запад – Кельн, Венеция, восток – гунны, земли за Уралом.Образ района в культурной географии. Русский Север: церкви, чистый язык, фольклор. С 15-16 веков - резерват русского национального сознания, оттесненного с юга. Юг – пограничье, смесь народов и языков, проникновение чуждых обычаев.Образ экономического района. Выделение районов – средство познания пространства или открытие объективно существующих объектов? Вечный спор в географии неразрешим. Образ Урала, Северного Кавказа – как их совместить с Башкирией и восточным крылом Донбасса? Образ для специалиста – квинтэссенция наиболее типичных характеристик района. Объективистский подход – выделение районов по специализации и взаимосвязям. Иной подход – через изучение территориальных общностей, их сформированности. Но они более привязаны к регионам, а не экономическим районам.
Образ макрорайона Образ в массовом сознании: влияние стереотипов. В западном сознании - сибирский мужик пьет водку ведрами и спит на морозе. Образ южанина: говорливый, оборотистый, "деловой". Крайний Север - "чукча в чуме"Образы макрорегионов в опросах псковских студентов (Манаков):Север - холод, Мурманск, Архангельск, рыба, снег. Центр - Москва, многолюдность, бизнес, равнина, Волга.Юг - тепло, фрукты, море, чернозем. Урал – горы, полезные ископаемые, тайга, малахит Сибирь - тайга, холод, болота, вечная мерзлота
Политический образ региона А. Титков Образы в СМИ зависят от наличия информации : - широты сети корреспондентов на местах (информации вообще), - наличия заметных событий и колоритных фигур лидеров, т.е. запоминающейся информации (примеры Красноярского, Приморского, Краснодарского краев).Важную роль для создания политического образа региона играет позиция при осмыслении информации. Поляризация 1990-х: красные и демократические регионы (хорошие/ плохие). Две группы с разной оценкой: - Крупные города, сырьевые территории: а) прогрессивные, культурные, свободные, образованные; б). спекулятивно-мафиозные, иждивенцы, подкупленные, обманутые. - Сельские, национальные территории: а) отсталые, темные, послушные, забитые; б) исконные трудолюбивые, прозревшие, сознательные.Конфликт интерпретаций в разрезе: север-юг, город-село, центр-периферия. Был и раньше - спор между марксистами и почвенниками, урбанизм-антиурбанизм (КПРФ - формально партия городского пролетариата, явная проблема интерпретации).
Мифологичность образов Образ раскола по 55 параллели в 1990-е гг. Понятие "красного пояса". Противоречие схемы "север-юг" и концентрической схемы "центр-периферия". Центр очевиден - Москва, С.-Пб, но политической периферии в России на уровне страны нет (что есть периферия - Дальний Восток, Мурманск, Кубань?). Почти не сложилось мифологического образа ядра России и окраин, ориентированных на чуждый внешний мир (частично - Северный Кавказ). Дихотомия "центр- периферия" политически четко проявляется на внутрирегиональном уровне, столичные города всегда голосуют более демократически, чем их регионы.
Демократичность регионов Опрос экспертов-регионалистов (2002 г.). Демократические: Пермская, Московская, Нижегородская области. Недемократические: Каб.-Балкария, Ингушетия, Дагестан, Башкирия. Факторы восприятия регионов: а) поведение на выборах, б) личность регионального руководителя, Для недемократичных регионов фактор руководителя более значим (авторитарная власть), Для демократичных важнее среда (открытость, продвинутость, свобода СМИ). Другие гипотезы: - экономическая (более глубокие реформы), - географическая - крупногородские регионы, - журналистские - скандальные, Все они могут служить лишь частичным объяснением. Наложение и переплетение факторов и интерпретаций.