Художественное чтение на уроках географии как фактор формирования мировоззрения школьников Медведева Т.В., учитель географии МОУ СОШ № 32
Остров Робинзона Крузо
Остров графа Монте Кристо
Корабль капитана Флинта
Жюль Верн
Наиболее распространенная форма использования дополнительной литературы на уроках географии – яркие географические описания объектов или явлений
«Встреча с горами» – Гарун Тазиев
«Жизнь гор» – В.А.Варсанофьева
Н.К.Рерих «Обитель снегов»
Н.К.Рерих «Гималаи»
Книги помогают найти ту деталь, вокруг которой можно выстроить урок
«Байкал – чудо природы во всех отношениях» – Л.С.Берг
Ильменский заповедник
«Против нашей Ильменской кладовухи, конечно, по всей земле места не сыщешь. Тут и спорить нечего, потому - на всех языках про это записано: в Ильменских горах камни со всего света лежат» П.П.Бажов
«Я очень хочу увлечь вас в этот мир (камня), хочу, чтобы вы начали интересоваться горами и камнеломнями, рудниками и копями, чтобы вы начали собирать коллекции минералов, чтобы вы захотели отправиться вместе с нами из города, подальше, к течению реки, к ее высоким каменистым берегам, к вершинам гор или скалистым берегам моря туда, где ломают камень, добывают песок или взрывают руду…» А.Е.Ферсман
В одном мгновенье – видеть вечность,Огромный мир – в зерне песка,В огромном камне – бесконечностьИ небо – в чашечке цветка. У.Блейк
КРАСИВО! ИНТЕРЕСНО! УДИВИТЕЛЬНО!
Урок географии должен воспитывать у школьников горячую потребность читать…
«Если ученику, скажем, восьмого класса задано сегодня по учебнику 10 страниц материала - значит, он станет тружеником - мыслителем лишь тогда, когда прочитает в этот день 20, 30, 40 страниц интересной научной книги, из журнала - не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться» В.А.Сухомлинский
Я жалею о том, что не видел лица всей земли, Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов. Только парус мечты вел по свету мои корабли, Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов. Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен, Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,Как кипит за кормой горький снег атлантических пен И в начале весны голубеют фиалки в Париже. В. С. Рождественский
Ж.Верн «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта», «20 тысяч лье под водой»
Кавказ подо мною. Один в вышинеСтою над снегами у края стремнины;Орел, с отделенной поднявшись вершины,Парит неподвижно со мной наравне.Отселе я вижу потоков рожденьеИ первое грозных обвалов движенье.Здесь тучи смиренно идут подо мной;Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;Под ними утесов нагие громады;Там ниже мох тощий, кустарник сухой;А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени.А там уж и люди гнездятся в горах…
С.Лагерлеф “Чудесные приключения Нильса с дикими гусями”
Суровый край, его красами,Пугаясь, дивятся взоры!На горы каменные тамПоверглись каменные горы;Синея, всходят до небесих своенравные громады;На них шумит сосновый лес;С них бурно льются водопады;Там дол очей не веселит;Гранитной лавой он облит;Главу одевши в мох печальный,Огромным сторожем стоит.На нем гранит пирамидальный.По дряхлым скалам бродит взгляд;Пришелец исполнен смутной думы:Но мира ль давнего лежатПред ним развалины угрюмо? Е.Баратынский
Пустыня -Это рай и ад вместе,Это пещера с сокровищами,которую охраняет чудовищепо имени Солнце;Нет страшнее солнца в пустыне и нет выше. Н. Джумаев
Использование художественной литературы на уроках географии активизирует внимание учащихся, положительно влияет на их эмоциональную сферу, воспитывает чувства любви и гордости к Отечеству, формирует стремление защищать природные богатства от разрушительной деятельности человека.
Марк Твен «Последний из Магикан или повествование о 1757 г.» Г.К. Халард «Копи царя Соломона» Р. Штильмарк «Наследник из Калькутты» Ж.Верн «Путешествие к центру земли» В.Цветов «Пятнадцатый камень сада Рёандзи» Г.П. Пивоварова «По страницам занимательной географии» А.С.Пушкин «Капитанская дочка» М.А.Шолохов «Поднятая целина» И.Фролов «Равнина» М.Чистяков «Иртыш»
Использование художественной литературы повышает заинтересованность школьников к предмету, помогает в выборе книг для чтения, позволяет соединить отрывчатую, изолированную информацию в систему многообразных, доступных усвоению, связей элементов в один огромный клубок познание мира.
Музыка способствует лучшему формированию географического образа, объекта или явления окружающей действительности, обогащает географическое восприятие учащихся.
Равнина- Свиридов Г. «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» №1. Тройка» Горы – Берлиоз Г. «Те Деит», вступление Вулкан - Артемьев Э. «Ода доброму вестнику №7, вступлениеЗемлетрясение – Стравинский И. «Весна священная. 1 часть. Поцелуй Земли» Река равнинная – Янушенко И. «Джазовый ансамбль для фортепиано. № 3. У истока большой реки» Острова – Рахманинов С. «Остров мертвых» Море – Римский-Корсаков Н. «Шехерезада» 1 часть, тема моря Айсберг – Артемьев Э. «Ода доброму великану»
Обращение к полотнам художников делает урок увлекательным и интересным, позволяет учащимся углублять свои знания, описание картин природы, вызывает желание выразить свои знания по географии в яркой и увлекательной форме.
Использование художественной литературы, живописи и музыкальных фрагментов на уроках географии дают возможность связать воедино мировоззрение - систему взглядов ученика на мир в целом.
Важно, чтобы ученик видел перед глазами саму книгу. Живое ее видение не заменит ни выписки, ни отрывки, прочитанные наизусть или рассказанные по памяти. Важно показать ее, дать полистать на перемене, рассмотреть в ней картинки или фотографии, а потом с радостью увидеть на парте или портфеле книгу, ставшую непременным спутником школьного учебники географии.
География – уникальная наука, способствующая формированию мировоззрения и мироощущения человека.
Именно с помощью географии можно сильно влиять на моральное становление растущего человека. Пренебрежение к географии означает не что иное, как ослабление любви к ближнему, все более актуальное для нашего времени.