Художественное описание Картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце» (Урок русского языка в 8 классе)
Цели: 1. обучать словесному описанию картины; 2. развивать связную речь учащихся; 3. учить умению высказывать мысли, используя безличные предложения; 4. развивать чувство прекрасного.
Как счастье внезапное – оттепель эта.Весны дуновеньем земля обогрета.Ещё не начало весны, а предвестье,и даже ещё не предвестье – намёк,что будет,что рядом,что срок недалёк. Вероника Тушнова
Портреты жены художника Клавдии Алексеевны Юон
А.С. Пушкин «Пушкин на прогулке верхом»
Как много полевых цветов,Их все лишь единицы знают,А вот про брызги васильковСтихи и песни сочиняют.Растут они среди полей,Где колосятся зерновые,Как синий океан во ржи,Такие милые, родные. Кокарев Владимир
«Августовский вечер. Последний луч»
1912 « Пляска свах» Лигачёво
« Тройка в Угличе»
«Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры»
«Утро индустриальной Москвы»
Больной, усталый лед,Больной и талый снег...И все течет, течет...Как весел вешний бегМогучих мутных вод!И плачет дряхлый снег,И умирает лед.А воздух полон нег,И колокол поет.От стрел весны падетТюрьма свободных рек,Угрюмых зим оплот,-Больной и темный лед,Усталый, талый снег...И колокол поет,Что жив мой Бог вовек,Что Смерть сама умрет! Д.С. Мережковский «День Благовещения»
«Летний пейзаж»
Чем солнце зимнее теплее, Тем ослепительней снега; А нагота ветвей в аллее Все так же мертвенно строга. Хоть не сдают еще морозы — Но жизни чуется прилив, И светлые роятся грезы, Печаль унылую сменив. Назло зиме, где в полдень жарче, Уж тает ледяной наряд, И капли с крыш алмазов ярче Слезами счастия горят. К.Р. «Апрельское утро» 1903
Я вижу тебя, весна,В моё двойное окошко.Ещё ты не очень краснаИ даже грязна немножко. Пока ещё зелени нет.Земля точно фото двухцветна,И снег только ловит моментИсчезнуть от нас незаметно. В. Шаламов «Начало весны» 1935
Быстро тают снега, побежали ручьи, И теплей небеса засинели… Вот недолго еще – прилетят соловьи, Зазвучат их влюбленные трели. Все-то, все тебя ждут, не дождутся, весна! Жду и я наболевшей душою, Чтобы лес зашумел, пробужденный от сна, Разукрашенный яркой листвою. Сколько раз этот шум, как ему я внимал, На меня навевал примиренье; Я сильнее любил, я полнее прощал, Затихало в груди озлобленье. А.Н. Плещеев «Майское утро. Соловьиное место»
«Весна в Троицкой Лавре»
Весна разлилась по лужицам,Воробей по-весеннему кружится,Сосулька слезливо сосулится,Гудит по-весеннему улица.Эй, сердце, стучи по-весеннему!Стучи же, стучи, строптивое!Смерть всему тускло-осеннему!Да здравствует всё красивое! Павел Коган
«Мартовское солнце» 1915
Какие приметы ранней весны отражены в пейзаже?
Живописец запечатлел на полотне то состояние природы, когда еще не растаяли сугробы и хрустит под сапогами снег, но в ярко-голубом небе, в прозрачном воздухе уже носится едва уловимое ощущение весеннего тепла. Март – это особый месяц, когда весна только вступает в свои права. На обочинах еще лежит подтаявший снег. Он нежится в лучах мартовского солнца и незаметно тает. Но все понимают, что мартовское солнце – это обманчивая теплота, которая не готова радовать собою долго.
Что вы видите на переднем плане картины?
На переднем плане художник изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях. Они вносят в картину жизнь и движение. Снег отчетливо оставляет следы лошадиных копыт, и кажется, будто мы слышим потрескивание снежных корок. Крестьянские ребятишки только что выехали из села. Мы видим, что позади радостно лает черный пес, играясь с чьим-то отбившимся от двора ярко-рыжим жеребенком, будто призывая его вернуться назад, домой.
Какое сочетание красок использует автор?
В центре картины стройные белоствольные берёзы. От деревьев падают длинные синеватые тени. Мартовские лучи золотят и ослепляют крыши домов и голые верхушки деревьев. Небо налито ярко-лазурным цветом, из-за этого полотно приобретает неимоверную яркость красок! Прозрачные снежно-белые тучки не спеша плывут над деревьями. Яркие краски полотна - сочетания голубого, золотистого, розового, сиреневого – помогают живописцу передать ощущение первого весеннего тепла и света. Все это вместе задает тему пейзажа – тему радостного и торжественного пробуждения природы.
Какие детали организуют композицию картины?
В своей картине художник по - новому трактует традиционный русский пейзаж. Красочная декоративность не исключает пространственной глубины, жизненности. Обычная для Юона ритмическая построенность композиции отличается здесь особым совершенством. Художник сознательно выделяет стволы высоких тополей, их величаво раскинутые на голубом фоне неба ветви и другие детали.
С какой целью в пейзаж включена жанровая сцена?
Мастерски вписанная в пейзаж мирная жанровая сценка составляет неотъемлемую часть картины. Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки невозможно представить и самый пейзаж, потому что художник глубоко любит эту обжитую и уютную природу Подмосковья.
Каково настроение, вызванное картиной?
Эта картина о том своеобразном настроении, которое испытывает каждый человек в конце зимы. Всё истомилось. Всё ждёт тепла и света, но как же жаль уходящей зимы с её красотой, с её забавами. Радостно ждать и ощущать приближение весны. В воздухе висит бодрый весенний дух, вся картина насквозь пронизана им. Хочется во всю грудь вдохнуть скрипучий морозный мартовский воздух!
Примерный план сочинения I К.Ф. Юон – мастер пейзажа. II.Сюжет картины «Мартовское солнце». А) Приметы ранней весны, отраженные в пейзаже. Б) Передний план картины. В) Сочетание красок, используемое автором. Г) Детали, организующие композицию картины. Д) Цель включения в пейзаж жанровой сцены. III. Настроение, вызванное картиной.
Спасибо за работу на уроке
МБСКОУ СКОШ № 36 города Озёрска Челябинской области Автор: Горохова Лариса Борисовна, учитель русского языка и литературы