Применение опорных конспектов на уроках географии Составила :учитель географии Свирко Т.В. МБОУ Кольская СОШ №2 г. Кола
« Велика и поразительна область географии. Где еще найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души…» Н.В. Гоголь
Наглядность в преподавании географии имеет первостепенное значение. Когда учитель иллюстрирует свое объяснение на классной доске графически, а ученики вслед за учителем зарисовывают эти несложные рисунки в тетради, происходит запоминание явления, связанного с конкретной деятельностью школьника. Независимо от способностей дети любят рисовать. Задача учителя : не только помочь ученикам создать с помощью штрихи определенные географические понятия, но и научить их мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения. Уроки, на которых учащиеся рисуют, проходят при высокой их активности, организованности, учащиеся внимательны и дисциплинированны. Все заняты работой.
Главные критерии построения урока с использованием логических опорных конспектов
технология опорных сигналов
Преимущества использования опорных конспектов: 1.Выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса 2. Требует полной мобилизации и усиленного внимания 3. Конспекты служат средством познания изучаемых объектов ,формируют творческое мышление 4. Позволяют не только организовывать коллективную деятельность на уроке всех учащихся, но и оценить работу каждого ученика 5. Это один из приемов самостоятельного приобретения знаний
Преимущества графических конспектов: обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Ученик, имея возможность закрепить тему по учебнику дома, слушает рассказ учителя невнимательно. Это проблема усугубляется когда монолог учителя малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. А выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса. построение графического конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания
продолжение В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в природе не выражены Графический конспект - один из приемов самостоятельного приобретения знаний Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления у обучающих
продолжение построение графического конспекта позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех обучающихся, но и оценить работу каждого ученика.
«…схемы учат выделять главное, отыскивать и устанавливать логические связи , помогают осваивать урок» Баранский Н.Н. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (Схему,таблицу, диаграмму) , способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Учитель строит ЛОК в процессе изложения лекции на доске цветными мелками и обучающие приучаются к параллельному конспектированию услышанного материала. В этом случае работают все органы чувств и мышление. Происходит не только восприятие , но и осмысление. В заключение урока по созданной схеме проводится повторение и обобщение ключевого материала Работать интересно, увлекательно. Создание ЛОК и графических рисунков, обучение по ним – это творческая работа. Обучающие достаточно легко и цельно запоминают материал объемной темы, которая может включать в себя несколько параграфов учебника. Особо необходимо выделить значение ОК для слабых учащихся. В старших классах этот прием работы позволяет кратко конспектировать лекцию. У учащихся развиваются умения самостоятельной работы и самоконтроля. Опыт моей работы показал , что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности у детей. На мой взгляд, составление опорных конспектов позволяет учащихся качественнее подготовиться к проверочной работе, а в настоящее время к экзамену за курс основной школы (ГИА), а также к ЕГЭ
Новые веские аргументы в защиту опорного конспекта.
В перспективе - наверное создадутся электронные пособия с ЛОКами или схемами, которые помогут и учителю в преподавании и ученику в познании предмета география.
Ветер. Муссоны. 6класс
Ориентирование.Азимут. 6кл.
ЛОК 6 класс . География - «описание Земли» («ге» - Земля, «графо» - пишу) Древнегреческий ученый высчитал размеры Земли, составил первую карту мира, дал название науки ( __________)
Тема урока: План местности
Население и хозяйство. 9 класс
Машиностроительный комплекс России - это…
Научный комплекс России
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России
Геологическое развитие териториии России. 8 кл.
Зависимость между компонентами природы в зоне тундры
Схема-конспект лекции: География транспорта. 10 кл.
Этапы геологической истории развития Земли. 7 кл.
Виды транспорта
Рельеф Северной Америки
Используемая литература 1. Рисунок в обучении физической географии: М.:Просвещение,1979.-128..,ил 2. Методы обучения географии под ред. Панчешниковой Л.М. .М.: Просвещение,1980г 3. Опорные конспекты в обучении географии России:8кл.Кн.для учителя: Из опыта работы.-М.:Просвещение,1997.-127с.