Выразительное чтение Для интеллигентного человека привычка говорить «дурно», невразумительно и неумение говорить хорошо, считается неприличием. А.П.Чехов
Введение Речь – орудие труда педагога. Дети усваивают язык практически, по подражанию, заимствуя у взрослых словарь, стиль, тон, манеру говорить. Речь воспитателя – образец принятого употребления языковых средств. Воспитатель обязан соблюдать лексические, грамматические, стилистические, фонетические нормы.
Техника речи Техника речи – это совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения.
Дыхание Дыхание – основа внешней речи. Дыхание – энергетическая база, жизнь речи. Типы дыхания: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-нижнерёберное.
Постановка дыхания Привести себя в состояние покоя. Отрабатывать диафрагмально-нижнерёберное дыхание. Отрабатывать направленность выдоха, фокусируя его на губах. Тренировать умение на паузах «добирать» воздух.
Голос Звучание голоса – результат сложной психофизиологической деятельности, направляемой интеллектом говорящего, его эмоциями и волей. Голос каждого отличается тембром. В голосе различают высоту, длительность, полётность, гибкость.
Голосоподача Атаки голоса: твёрдая, мягкая, придыхательная. Основной тон речевого голоса – микет.
Дикция Дикция – это ясное, чистое, чёткое , правильное произношение всех звуков родного языка, слов, фраз в целом. Работа над дикцией включает в себя развитие подвижности губ, языка, мягкого нёба, нижней челюсти. Дикционные упражнения: чтение слоговых таблиц, скороговорок.
Интонация Интонация – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий в себя: мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, тембр речи.
Подготовка к чтению Познакомиться с произведением, вникнуть в содержание, уяснить тему, представить действующих лиц, события, причинно-следственные связи, которые движут события вперёд. Установить подтекст произведения, уяснить идею, замысел автора. Продумать способы исполнения.
Рассказывание сказки Сказка сказывается в естественной, разговорной манере. Присказку нужно читать в среднем темпе, ритмично, выделяя образные слова и словосочетания. После чтения присказки делается длительная пауза. Концовку читать в разговорной манере, последняя фраза читается медленно, с интонацией завершения повествования.
Чтение рассказа Точное знание того, о чём рассказываешь. Рассказывая, надо уметь показывать, а не играть. Выражать своё отношение к героям, событиям. Точно знать, какие мысли, чувства хотим вызвать у слушателей.
Чтение басни Исполнение басни предполагает естественный, близкий к разговорной речи, тон. Если басня имеет стихотворную форму, то её чтение предполагает соблюдение ритмических пауз. Речь героев читается с учётом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика. «Мораль должна быть прочитана так, чтобы дети обратили на неё внимание и задумались над ней.» Майман Р.Р.
Чтение стихов Размер стихотворения, его ритм, расположение и характер рифм должно быть учтено исполнителем. Для усиления ритмико-мелодического звучания стиха иногда делается дополнительная пауза – цезура. В конце строфы делается пауза. При чтении заключительной строки стихотворения нужно передать законченность мысли или её незавершённость. При чтении учитывать наличие аллитерации (повторение согласных) и ассонанса (повторение гласных). Чтец должен проникновенно и трепетно передавать каждую мысль, каждый образ, каждое слово. Читая, старайтесь «видеть» поэтические образы.
Рассказ воспитателя Виды рассказов: описательные, сюжетные. Подготовка к рассказыванию: определить тему, воспитательно-образовательную задачу, отобрать фактический и художественный материал, составить план, продумать словесное оформление, общую тональность рассказа. Виды творческого рассказывания: рассказ из жизни, рассказ-пояснение к картине, художественному произведению, рассказы из биографий замечательных людей, рассказ-передача художественного произведения близко к тексту, рассказ на основе научно-популярной статьи.
Инсценирование литературных произведений Инсценирование – это придание литературному произведению драматической формы, формы отражения жизни в непосредственном действии, как столкновение характеров(в поступках, в диалоге). Материалом для инсценирования служат сказки, рассказы, стихи, насыщенные действиями, диалогами. Сценарий включает текст, который произносят герои, указания о расположении актёров на сцене (мизансцены), описание обстановки, характера переживаний , поступков, жестов, интонаций действующих лиц, выход и уход их со сцены (ремарки).
Классификация кукольных театров Настольные кукольные театры: театр игрушек, театр картинок (полуобъёмные, плоскостные). Стендовые кукольные театры: театр картинок на фланелеграфе, «живые картинки», театр теней. Театр с куклами на ширме, театр перчаток (Петрушек, носков, варежек), театр пальчиков, театр ложек, театр тростевых кукол. Театрализованные игры-драматизации.
Литература Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М., 1986. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников.- М., 1981. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение. – М., 1978. Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М., 1997.
Литература Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. Э.Г.Чурилова Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.