Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
« В массе своей учитель учит так, как ему подсказывает учебник» И.Я.Лернер
Работа посвящена одной из важнейших проблем в образовании – проблеме обучения учащихся пониманию учебного текста. Одним из путей решения проблемы является организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на основе различных методов и приемов работы с текстом и внетекстовым компонентом учебника. В этих условиях задача учителя состоит в обучении приемам обработки информации, заложенной в тексте и внетекстовом материале учебника, их дальнейшем развитии на основе индивидуальных способностей и возможностей учащихся.
К особенностям учебников географии можно отнести комплексность, тесную связь текста с внетекстовыми компонентами: тематическими картами, таблицами, диаграммами, схемами, иллюстрациями. Данная структура содержания предполагает организацию познавательной деятельности учащихся как с различными видами готового текста (учебным, справочным, публицистическим, научно-популярным), так и с текстовыми интерпретациями таблиц, диаграмм, схем, тематических карт. Содержание и методический аппарат учебников позволяет организовать работу с текстом как на отдельных этапах урока: проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний, усвоение новых знаний, закрепление изученного материала, так и во время проведения уроков разных типов и форм: урок изучения новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок-практикум, урок-лекция и т.д.
География России/Хозяйство и географические регионы. Под редакцией А.И.Алексеева.М.Дрофа 2006г.;Экономическая и социальная география мира. В.П.Максаковский.М.Просвещение 2005г.
Особенность учебников географии ИнформацияОсновной текстДополнительный текстПояснительный текстВопросы и заданияТематические картыСтатистические таблицыДиаграммыСхемыИллюстрацииФотографииФорзац учебника
Работа с текстом при изучении нового материала. География 9 класс «Понятие хозяйства. Его структура» I этап - Работа до чтения с заголовком параграфаМетод – беседа, выявляющая значение слов «хозяйство», «экономика». II этап – Работа с текстом. Метод – изучающее чтениетекста, постановка вопросов, составление схем.III этап – Работа после чтения.Метод – ответы на вопросы, применение знаний в новой ситуации.
Выборочное чтение текста при изучении нового материалаРабота с учебником при выполнении практикумов Пользуясь текстом учебника ( География, 10 класс), книгой для чтения «Географическая картина мира»), нанесите на к/к центры происхождения с/х культур, упомянутых в учебнике. В легенде карты отразите структуру растениеводства.
Выборочное чтение текста при изучении нового материала На основе чтения текста учебника составьте карту рекреационных ресурсов Северного Кавказа;составьте схему АПК Северного Кавказа.нахождение доказательств, примеров, иллюстрирующих отдельные характеристики (пользуясь текстом, докажите, что Северный Кавказ –самый многонациональный район России);проиллюстрируйте примерами из текста тезис: «Для населения Центральной России издавна были характерны разнообразие занятий и способность к освоению новых видов деятельности)».
Выборочное чтение текста при закреплении материала Составление тестов, в основе которых лежат характеристики - описания из текста учебника:Определите, о каком районе идет речь: «Один из старейших районов РФ, район – локомотив, база индустриализации страны»
Выборочное чтение текста при закреплении материала составление таблиц обобщающего, сравнительного характера (специфика населения районов, природных ресурсов…);составление схем, раскрывающих содержание текста;
Выборочное чтение текста при закреплении материала структурирование текста параграфа «Металлургия» с целью представления материала в виде электронной презентации по темам:структура отрасли; высокая концентрация производств;технологические связи с другими отраслями;
Тексты, составленные учащимися Комплексная географическая характеристика страны на основе использования текста и внетекстовых компонентов:Используя текст (Общая характеристика Европы), таблицы и диаграммы, карты, типовой план,составить комплексную характеристику страны.Представление работы классу, обсуждение.Сравнение работы с эталоном и ее корректировка.Создание итогового варианта работы.
Тексты, составленные учащимися Составление цивилизационных характеристик:Портрет европейца, американца…(возраст, образование, религия, социальный статус ….);Сравнительный портрет (американца и европейца, жителей разных регионов Азии и т.д.)
Тексты, составленные учащимися 1. Текстовые интерпретации содержания таблиц, схем, диаграмм, карт.2. Анализ таблиц, схем, диаграмм, карт. (инструктивные карточки)
Умения, развивающиеся и формирующиеся в процессе работы с различными видами текста: составлять простой и сложный план, плановый и тезисный конспект;пересказывать;«свертывать информацию», составлять графический конспект в виде схемы, таблицы;выделять элементы структуры текста, обосновывать логику изучения с опорой на его содержание;формулировать вопросы, отражающие главные существенные признаки понятий и явлений, содержащихся в тексте;устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, объяснять их;находить в тексте информацию для решения проблемных вопросов и заданий;составлять тестовые задания, вопросы для решения кроссвордов и чайнвордов, используя различные виды текста;создавать учебный рисунок, иллюстрирующий суть процессов и явлений, содержащихся в тексте;расширять и усложнять уже имеющиеся знания, привлекая информацию из различных текстовых источников.