Сравнительный анализ стандартов по географии 8-9 классы
Цели и задачи Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (2004 г.) освоение знанийовладение умениями развитие познавательных интересов и т.д.воспитание формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни Стандарты второго поколенияФормирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; Познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровняхПознание характера, сущности и динамики главных процессов;Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;Понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства Глубокое и всестороннее изучение географии России;Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде
Цели и задачи Цели изучения выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей.Задачей - становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей. Функции стандартов второго поколения изменились. Деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных программ.
От двухкомпонентного состава стандарта, включавшего обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников, произошел переход к другой структуре. Она включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.
Количество часов
Новое (подтемы): Географическое положение России как фактор развития ее хозяйства;Значение государственной границы, экономическая зона Российской Федерации;Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России;Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения;Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны;Знакомство с образцами почв своей местности;Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса;Прогнозирование изменения численности населения отдельных территорий (Появляется пояснение «Средняя прогнозируемая продолжительность жизни»);Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ.
Новое (подтемы): Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Территориальные различия в индексе человеческого развития.Качество населения;Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы; Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Легкая промышленность и охрана окружающей среды. Транспорт и охрана окружающей среды;Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения;Объекты мирового природного и культурного наследия в России
Темы, которые больше не изучаются Современные проблемы ТЭК; Особенности географии военно-промышленного комплекса; География социальной сферы.Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России (внимание уделяется уровню развития социальной сферы и качеству жизни населения).Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ Научный комплекс включен в тему «Сфера услуг»(инфраструктурный комплекс) Тема «Сельское хозяйство» включена в тему «АПК»
Практическая часть в новых стандартах значительно усилена Большое внимание в практической направленности уделяется методу проектов (подготавливать и обсуждать презентации по различным темам курса)НАПРИМЕР: о видах стихийных природных явлений в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлениями; о роли рек в жизни населения и развития хозяйства России, региона; о неблагоприятных изменениях растительного и животного мира России и региона своего проживания в результате хозяйственной деятельности; о факторах, влияющих на среднюю (прогнозируемую) продолжительность жизни населения;о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией пищевой промышленности и её неконкурентоспособности Условием реализации компетентного подхода в новом стандарте становится такая организация самого процесса обучения, когда определяется актуальность приобретаемых знаний и навыков для современной жизни, выделяются возможные варианты решений проблемных ситуаций на основе той информации, которую учащиеся получают на уроках и при выполнении различного вида самостоятельных работ.
Практическая составляющая Учащиеся на уровне учебных действий должны наносить на контурную карту крупнейшие религиозные центры российского православия, ислама, буддизма;анализировать по картам территориальные различия в индексе человеческого развития по субъектам РФ; анализировать по картам распределение производственного капитала по территории страны; находить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химических производств и объяснять их; проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий России с земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями других стран (регионов), комментировать полученные результаты. Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики;сравнивать по статистическим данным уровень развития отдельных видов связи в России и других странах. Анализировать территориальные различия в уровне телефонизации районов России;определять территориальные различия в обеспеченности жильем районов России. Анализировать статистические данные по уровню обеспеченности жильем и его благоустроенности в России и других странах мира.
К стандартам второго поколения наиболее адаптированы УМК серии «Сфера» и «Полярная звезда» издательства «Просвещение», УМК издательств «Дрофа», «Мнемозина» , «Вентана-граф».