ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ О РОЛИ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
СОДЕРЖАНИЕ Основные понятияВведение Классические теории управленияГлавные постулаты классических теорий Теории человеческих отношенийГлавные постулаты теорий человеческих отношений Теории человеческих ресурсовГлавные постулаты теорий человеческих ресурсовЗаключение
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Персонал организации — это совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых трудовым договором найма. Управление персоналом (менеджмент персонала) - система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования потенциала рабочей силы на уровне организации.
ВВЕДЕНИЕ Формирование науки управления персоналом началось вместе с формированием теории управления как науки, которое произошло более ста лет назад в самом начале периода промышленной революции. Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались. В настоящее время научное направление «Управление персоналом» формируется на стыке теории и организации управления, психологии, социологии, конфликтологии, этики, экономики труда, трудового права, политологии и ряда других наук.За более чем столетие (период промышленной революции) роль человека в организации существенно менялась, поэтому развивались, уточнялись и теории управления персоналом.В настоящее время различают три группы теорий: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.
КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ Классические теории управления получили развитие в период с 1880-1930 г. Основателем классической теории управления считается Фредерик Тейлор .
Главная идея Ф.Тейлора - управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Принципы научного управления по Ф.Тейлору: исследование каждого отдельного вида деятельности;отбор работников для выполнения определенных операций и их обучение; обеспечение работников необходимыми ресурсами; систематическое и правильное использование методов стимулирования; выделение, планирование в отдельный процесс управления; утверждение менеджмента в качестве самостоятельной деятельности.
Развитие идей Ф. Тейлора было продолжено Анри Файолем . Принципы управления по Файолю: Корпоративный дух Инициатива Стабильность персонала СправедливостьПорядокСкалярная цепь ЦентрализацияВознаграждениеПодчинённость интересовЕдинство действийЕдиноначалие Дисциплина Полномочия и ответственность Разделение труда
ГЛАВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ КЛАССИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворенияТо, что они делают, менее важно для них, нежели то, что они зарабатывают, делая этоМало таких индивидов, которые хотят или могут делать работу, требующую творчества, самостоятельности, инициативы или самоконтроляЗадачи руководителя:строгий контроль и наблюдение за подчиненнымиразложить задачи на легко усваиваемые, простые и повторяющиеся операцииразработать простые процедуры труда и проводить их в практикуОжидаемые результаты:- Индивиды могут перенести свой труд при условии, если будет соответствующая заработная плата и если руководитель будет справедлив- Если задачи будут в достаточной мере упрощены и если индивиды будут строго контролироваться, то они смогут соблюсти фиксированные нормы производства.
ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Теории «человеческих отношений» стали применяться с начала 1930 г.Перенос центра тяжести в управление с выполнением задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой теории "человеческих отношений".Основателем является Элтон Мейо.
Благодаря исследованиям Мейо в США распространяется термин «человеческие отношения», возникает особая политическая доктрина, превратившаяся в официальную программу управления организациями. В основу доктрины «человеческих отношений» положены следующие принципы:1. Человек – это «социобильное существо», ориентированное на принадлежность к определенной группе и включенное в контекст группового поведения.2. Бюрократическая организация с ее жесткой иерархией несовместима с природой человека и его свободой.3. Руководители предприятий в большей степени должны ориентироваться на людей, чем на продукцию. Работникам необходимо создавать благоприятные условия труда и общения для того, чтобы повысить их производительность.4. Вознаграждение за труд всей группы эффективнее вознаграждения одного человека. Социальное вознаграждение эффективнее экономического. Демократический стиль руководства, повышение удовлетворенности трудом и взаимоотношениями, создание атмосферы сотрудничества являются элементами социального вознаграждения.
Э.Мейо предложил следующие средства повышения производительности труда: - паритетное управление, основанное на учете взаимных интересов администрации и работников предприятия;- гуманизация труда, обеспечиваемая внедрением новых техники и технологий, созданием благоприятных условий труда;- принятие коллегиальных решений, демократический стиль руководства предприятием;- просвещение работников, их профессиональное обучение и создание условий для повышения их профессиональной квалификации.
ГЛАВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ТЕОРИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Индивиды стремятся быть полезными и значимыми, испытывают желание быть интегрированными, признанными как индивидыЭти потребности являются более важными, чем деньги, в побуждении и мотивированности к трудуЗадача руководителя: сделать так, чтобы каждый чувствовал себя полезным и нужныминформировать о планах, учитывать их предложения по улучшению этих плановпредоставлять возможность определенной самостоятельности и определенный личный самоконтроль над исполнением рутинных операцийОжидаемые результаты:Удовлетворение основных потребностей по взаимодействию индивидов и в чувстве их собственной значимостиФакт удовлетворения потребностей поднимает их дух и уменьшает чувство противодействия официальным властям.
ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Теории человеческих ресурсов являются современ-ными.Взгляды Э. Мэйо и его последователей получили свое дальнейшее развитие в трудах Д. Мак-Грегора.Он сравнил философию традиционного менеджмента с более современным подходом к удовлетворе-нию от работы и выделил "человеческий дух" как основную мотивирующую силу.
Две теории Д. Мак-Грегора: Теория Х (традиционная точка зрения) - средний индивидуум имеет стой-кую нелюбовь к работе и, нас-колько возможно, будет избегать ее;- в связи с этим большинство людей следует принуждать к работе и кон-тролировать. Ими необходимо уп-равлять, угрожая наказанием, что-бы заставить их приложить усилия к достижению целей организаций;- средний индивидуум предпочи-тает быть руководимым, желает из-бегать ответственности, имеет от-носительно слабые амбиции и больше всего хочет безопасности и покоя. Теория Y(современная точка зрения) - расходование физической и духов-ной энергии в работе так же естест-венно, как и при игре или отдыхе;- внешний контроль и угроза нака-зания не являются единственным средством заставить человека до-бросовестно работать. Это можно сделать, используя самоуправление и самоконтроль работника;- соответствие целям является фун-кцией вознаграждения, ассоцииро-ванного с их достижением.
Теория Z Исходным пунктом теории У. Оучи является положение о том, что человек - это основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех ее функционирования. Главная заповедь теории Z - доверие. Основные положения :- долгосрочный наем кадров;- групповое принятие решения;- индивидуальная ответственность;- неоперативная оценка кадров и их умеренное продвижение;-неопределенный, неформальный контроль с помощью четких и формализованных методов;- карьера не по имеющейся специальности;- всесторонняя забота о работниках.
ГЛАВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ТЕОРИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Труд для большинства индивидов приносит удовлетворениеИндивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в разработке которых они участвуют самиБольшинство индивидов способны к самостоятельности, к творчеству, к ответственности, а также к личному самоконтролю на более высоком месте по иерархии, чем то, которое они теперь занимаютЗадачи руководителя:лучшее использование человеческих ресурсовСоздать обстановку, в которой каждый человек может максимально проявить свои способностисодействовать полному участию персонала в решении важных проблем, постоянно расширяя самостоятельность и самоконтроль у своих подчиненныхОжидаемые результаты:Повышение эффективности производстваПовышение полученного удовлетворения трудом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Краткий обзор учений XX в. об управлении показывает, что управленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. В то же время знакомство с учениями показывает, что практика бизнеса и управления им всегда оказывались сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль, открывая время от времени перед исследователями управления все новые, ранее неведомые стороны и качества и подвергая сомнению положения и теории, которые претендовали на окончательные истины об управлении.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!