Раздел II. Процесс и технология менеджментаТема 3. Интегративные процессы в менеджменте 1. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Решение – это выбор варианта из множества имеющихся альтернатив.Управленческое решение – это промежуточный и конечный продукт управленческого труда в каждой функции управления, отражающий в своём содержании специфические черты каждой функции.Управленческое решение – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью
Субъективизм:решение — это результат личного мнения, представлений руководителя о проблеме и способе ее решения, основанных на индивидуальном знании, опыте, целях и ценностях, способностях и предпочтениях Объективизм:достигается путем использования научно обоснованных методов и моделей — зафиксированных, проверенныхвременем и прошлым опытом способах и технологиях решения проблем
Общие черты: наличие проблемной ситуации;наличие альтернатив для выбора;наличие цели
Специфические признаки: определяют действия объекта и субъекта управления и ведут к практическим результатам;согласовывают интересы всей организации, ее подразделений, отдельных работников и определяют необходимость волевого акта лица, принимающего решение;носят комплексный характер, достаточно сложные и важные;касаются деятельности всей организации, всех ее структурных подразделений, затрагивают интересы организации в целом, ее коллектива и отдельных работников;могут иметь значительные, глобальные последствия;их принятие — систематизированный процесс, требующий применениянаучного подхода и научно обоснованных методов и моделей, адекватных возникшей проблеме;ориентированы на использование творческого потенциала работников организации; в процессе разработки, принятия и реализации решений человек проходит становление не только как личность, но и как специалист, управленец, руководитель.
Элементы управленческого решения субъект принятия решений (инициатор);объект принятия решений (исполнитель);причины принятия решения (проблема);цель принятия решения;предмет принятия решения (что должно быть сделано);потребитель решения (для кого должно быть сделано);сроки реализации решения
Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть классифицированы по различным признакам По масштабу воздействия: Общие решения затрагивают систему в целомУзкоспециализированные решения касаются отдельных текущих вопросов работы производственной системы
По содержанию: экономические, политические, технические, социальные, организационные, экологические, информационные.
По принципам выработки: Программируемые (повторяющиеся) решения построены на базе установленной политики правил и порядков;
Случайныерешения обычно принимаются в случае непредвиденных или вновь возникших проблем
По времени осуществления: Операционные решения принимаются на среднем или низком уровне управления. Они в основном являются частью краткосрочных планов
Стратегические решения принимаются в связи с возника-ющими сложными проблемами и часто связаны с такими макроэкономически-ми переменами, как состояние эконо-мики, конкуренция, переговоры с профсоюзами
По условиям принятия:условия определенности: исследовательское решение решение принимается в условиях достаточного количества времениусловия риска, неопределенности: кризисно-интуитивное решение спонтанное решение, принимаемое в ответ на конкретную опасность; максимум возможностей менеджера – определить ВЕРОЯТНОСТЬ успешности альтернативы
По характеру:Оперативно-распорядительные решения принимаются на уровне секции Хозяйственно-руководящие решения принимаются на уровне директора предприятия или министра. Нормативные решения принимают центральные органы управления
По форме подготовки:Единоличные решения принимает руководитель предприятия Коллегиальные решения обычно подготавливает и принимает группа Коллективные решения
Требования к решениям Эффективность Экономичность Своевременность Обоснованность Осуществимость
Принципы принятия управленческого решения: Принцип единоначалия Принцип единогласия Принцип большинства Принцип консенсуса
Процесс принятия управленческого решения Стадия 1. Признание необходимости решения:Восприятие и признание проблемыИнтерпретация и формулирование проблемы;Определение критериев успешного решения проблемыСтадия 2. Выработка решения:Разработка вариантов решения;Оценка вариантов;Выбор варианта решенияСтадия 3. Выполнение решения:Организация выполнения решения;Анализ и контроль выполнения решения;Обратная связь и корректировка
Методы принятия решений Индивидуальные;Коллективные
Личностные (индивидуальные) решения могут быть:- уравновешенными- импульсивными- инертнымирискованнымиосторожными
Коллективные методы принятия решений включают: мозговой штурм – свободное совместное генерирование идейметод Дельфы – многотуровая процедура анкетированияяпонская (кольцевая) система – письменный опрос
Количественные методыпринятия решений научно-практический подход, предполагающий выбор правильного решения путем машинной обработки больших массивов информации В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают несколько видов моделирования
- линейное моделирование- динамическое программирование- вероятностные и статистические модели- теория игр- имитационные модели
Эффективные решения — залог существования коммерческого предприятия
Причины невыполнения решений - Недостаточно четкая формулировка- Исполнитель плохо уяснил информацию- Отсутствие условий у исполнителя- Исполнитель не имеет внутреннего согласия с решением
3.2. Информация, виды и роль при принятии решений
Информация – новая экономическая категория ресурсов – формализованная совокупность знаний научного, технического, производственного, управленческого, коммерческого или иного характера.
Свойства информации Объективность;Достоверность;Полнота;Точность;Актуальность;Полезность (ценность).
Классификация информации: 1. По форме отображения:визуальная;аудиальная;смешанная.2. По качеству (степени надёжности):достоверная вероятностно-достоверная ложная 3. По сферам деятельности предприятия:экономическая;управленческая;социальная;технологическая.4. По виду носителя:электронная, машинописная.5. По форме представления:цифровая;буквенная;кодированная.6. По возможности использования: необходимая;достаточная;избыточная.7. По источнику возникновения (по пользователям):внутриорганизационная;внешняя.8. По времени поступления:периодическая;постоянная;эпизодическая; случайная. 9. По роли в процессе управления:аналитическая;прогнозная; научная;нормативная.10. По степени преобразования:первичная;производная;обобщенная.11. По направлению движениявходящая;исходящая.
Источники информации Внутренние источники информации:бухгалтерская и статистическая отчётность;специальные исследования;текущие наблюдения;результаты предыдущих исследований.Внешние источники информации:сотрудники организации;партнёры;посредники;бывшие служащие конкурентов;публикации в книгах, журналах, газетах, рекламных проспектах;промышленная разведка;слухи.
Этапы информационного обмена Отбор информации:Случайный, целенаправленный;Выборочный, сплошной;Предписанный, инициативный;Произвольный, основанный на критериях;кодирование информации – облечение в форму, понятную получателю;передача информации; получение, расшифровка, осмысление информации.
Человек способен запомнить 10 % того, что он прочитал20 % того, что он услышал30 % того, что он увидел70 % того, что он сам сказал80 % того, что он сам сказал и сделал90 % того, что объяснил другому
Схема потери информации
Помехи при обмене информацией: стереотипы;отсутствие интереса;различное понимание символов, в которых передается информация;физические и психологические факторы (импульсивность, излишняя эмоциональность, усталость, слабая память, рассеянность).
3.3. Коммуникации в организации Коммуникации – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов обмена информацией между людьми. Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя и более людьми.
Классификация коммуникаций: 1. По направленности:вертикальныегоризонтальные2. По виду отправителя:формальныенеформальные3. По средствам передачи информации:вербальныеневербальные4. По виду получателявнешние внутрифирменные
Модель коммуникационного процесса
Основные этапы коммуникации Зарождение идеи Кодирование сообщения и выбор канала; Передача сообщения;Принятие получателем; Декодирование сообщения;Использование;Обратная связь.
Сравнительные характеристики каналов передачи информации