Понятие и виды управленческих решений Подготовили: Крючкова Алена, Трошкина Алена МЭ-102
Управленческое решение Решение - это выбор альтернативы. Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Принятие решений является основой управления.
Объект и субъект Объект управленческого решения – система или операция. Субъектом управленческого решения могут быть как управляющая подсистема организационно-производственной системы, так и лицо, принимающее решение.
Основные отличия между управленческими решениями и решениями в частной жизни 1. ЦЕЛЬ. Индивид действует исходя из собственных потребностей, а руководитель компании из интересов компании. 2. ПОСЛЕДСТВИЯ. Индивид после принятия решений имеет не столь глобальные последствия по сравнению с менеджером высшего звена, например. 3. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. В жизни индивид обычно сам выполняет то или иное действие, в компании – разделение труда. 4. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. В жизни человек самостоятельно принимает решение. В компании – это требует большого профессионализма.
Управленческое решение формирует управляющее воздействие, связывая таким образом субъект и объект управления; становится результатом творческой мыслительной деятельности человека; определяет круг действий субъекта и объекта управления для достижения общих целей данной системы.
Классификация управленческих решений Классификация решений необходима в следующих ситуациях: 1. Для определения методов решения различных задач, которые возникают в управленческой практике. 2. Для обозначения типов ситуаций, или иначе, параметров входа в систему принятия решений. 3. Для определения того, что можно ожидать на выходе системы принятия решения при решении различных проблем.
1. По степени влияния на будущее организации: стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели; тактические (конкретные методы достижения первых), ситуационные.
2. По масштабам: глобальные - охватывают всю организацию в целом; локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.
3. По продолжительности периода реализации: долгосрочные (более пяти лет); среднесрочные (от одного года до пяти лет); краткосрочные (менее одного года).
4. По направленности воздействия внешние, внутренние.
5. По обязательности выполнения: директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения; рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения; ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.
6. По функциональному назначению: регулирующие - определяют метод выполнения действий; координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы; контролирующие - направлены на оценку результатов.
7. По широте охвата: общие - распространяются на всю компанию в целом; специальные - рассматривают отдельные вопросы.
8. По степени запрограммированности: запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения; незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях.
9. По сфере реализации: научные и маркетинговые исследования, производство, реализация товаров (услуг), работа по кадрам и т. д.
10. По способам принятия: интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты; адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом; рациональные - опираются на научный анализ проблемы.
Есть и другие классификации: По частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся; По форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные; По сложности: простые и сложные; По жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.
Требования, предъявляемые к решениям минимальное число корректировок; сбалансированность прав и обязанностей менеджера, принимающего решение; единство распорядительства; строгая ответственность; обоснованность; полномочность; своевременность.
Условия качественного решения применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента; изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения; обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, и т.д.
Вывод: Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Необходимо правильно классифицировать и принимать управленческие решения, т.к. от этого зависит будущее не только одного человека, но и всей организации в целом.
ВОПРОСЫ: 1. Что такое управленческое решение? 2. По степени влияния на будущее организации управленческие решения бывают? 3. По степени запрограммированности управленческие решения делятся на? 4. Объект и субъект управленческих решений? 5. По широте охвата управленческие решения бывают? 6. По способам принятия, управленческие решения бывают?