Основы социального проектирования Председатель Координационного Совета Республики Татарстан добровольческого движения Синеглазова Анна
Проект и программа
Проект – это цепь действий или мероприятий связанных одной целью и задачами;направленных на достижение определенных результатов;ограниченных во времени;выполняемых определенным кругом людей.
Три основных признака проекта Продукт (конкретный выход или результат)График(даты начала и завершения проекта) Ресурсы (исполнители, фонды, оборудование, вспомогательные средства, информация
Стадии проекта замысел (концепция). Рождение идеи проекта;разработка. Создание плана проекта;начало. Формирование команды исполнителей;исполнение. Выполнение работ по проекту;завершение. Проект закончен.
1. Проблема определяется различием между реальной ситуацией и тем, что должно (или может) происходить Описывает, почему возникла необходимость в выполнении проектаОпределяет, как обстоятельства побудили авторов написать проектОписывает важность проблемыОписывает связь проблемы с целями и задачами организацииРазумность масштаба работ – нет ли попытки решить все мировые проблемы сразу
1. Проблема определяется различием между реальной ситуацией и тем, что должно (или может) происходить Подкрепляется статистическими данными, ссылками на авторитеты в данной области или ключевые литературные источники, экспертные оценкиСформулирована с точки зрения тех, на кого направлен проект, а не с точки зрения заявителяРаздел не содержит голословных утверждений.Раздел содержит минимум научных и иных специальных терминов, интересен для чтения и краток
2. Целевая группа –это группа людей, выделенная по определенным признакам (параметрам), на которую направлено воздействие проекта Первичную целевую группу составляют люди, на которых проект воздействует в первую очередь, непосредственно.Вторичную целевую группу составляют люди, которые имеют влияние на первичную группу, от которых в той или иной степени может зависеть деятельность (поведение) первичной группы
2. Целевая группа –это группа людей, выделенная по определенным признакам (параметрам), на которую направлено воздействие проекта Характеристики:географическая;демографическая (пол, возраст, род занятий и т.д.); социально-психологические особенности, ценности, представления, предпочтения и поведение целевой группы
3. Цель проекта это отражение проблемы, показывающее неизмеримый в количественных показателях итог (результат) проекта, т.е. Те изменений проблемной ситуации, которых стремится достичь организация в ходе реализации проекта. При достижении поставленной в проекте цели достигается определенное позитивное изменение проблемной ситуацииЦель должна быть одна.
3. Задачи проекта это конкретные, измеримые шаги, которые ведут к выполнению цели. При выполнении задач проекта достигаются конкретные количественные и качественные результатыЕсли после мысленного достижения всех поставленных задач, вы достигли поставленной цели и заявленного результата, то Вы все сделали правильно, если нет то задачи следует пересмотретьНе более 3-4 для мини-проектов
4. План реализации проекта – это связь мероприятий с четкими сроками и исполнителями Обычно каждой задаче соответствует одно, максимум два мероприятия в графе запланированные работы;План должен быть реальным: как по срокам, так и по возможностям исполнителей;План должен быть изложен на бумаге в целях осуществления контроля;Желательно, чтобы план составлялся всеми членами команды проекта и был согласован с ними;План должен раскрывать пути решения конкретных задач
5. Ресурсы проекта Трудовые (при подборе персонала проекта должна учитываться квалификация, дополнительные навыки – в связи с запланированным перечнем работ) и интерес к реализации проекта оборудование (машины)оснащенность (например, диагностические материалы, авторские разработки)информацияфинансы
5. Ресурсы проекта при описании трудовых ресурсов необходимо указать для каждого исполнителя проекта его Ф.И.О., квалификацию, опыт работы в данной сфере и уровень загруженности в проекте. Чаще всего в небольших проектах указывается не более от 4 до 8 исполнителей; при описании необходимого оборудования, оснащенности, сырья и финансовых ресурсов, необходимо указать какая часть принадлежит непосредственно организации и является ее вкладом в проект, какую часть предполагается получить от предполагаемых грантодателей или других источников.
5. Ресурсы проекта Бюджет проекта (финансы) рекомендуется расписывать после написания текста проекта и составления плана его реализации в двух вариантах: общий бюджет проекта и бюджет реализации каждого шага. Различают прямые расходы: зарплата, затраты на необходимые материалы и оборудование, командировочные расходы и оплата субподряных работ;косвенные расходы: накладные расходы (премии, арендная плата за офис, аренда и покупка офисной мебели, использование оборудования организации - как правило, их сложно выделить в смете) и общие и административные расходы (содержание административного аппарата и поддержание работоспособности организации (отдел кадров, бухгалтерия, экономический отдел и др.)
6. Результат проекта. это произведенный продукт и/или услуги, оказанные целевой группе проекта в ходе его реализации
6. Результат проекта Мониторинг – постоянное отслеживание хода работ в рамках проекта для сравнения текущего состояния дел с планом.Оценка направлена на анализ результатов деятельности и/или произведенного эффекта и соотнесение этих результатов с определенными критериями.
7. Оценка проекта Уровни оценки:внутренняявнешняя Типы оценки:промежуточная;итоговая;оценка воздействия
7 Критерии оценки проекта количественные (например, для социального проекта чаще всего один из критериев – количество охваченных проектом людей);качественные (изменение состояния или определенных качеств объекта, определенного целью проекта). Для определения достижения указанных показателей необходимо указать способы анализа (опрос: анкетирование или интервьюирование; ревизии, экспертные оценки, фокус-группа, глубинное интервью и т.д.), лиц, которые этим будут заниматься, и форму отчетности
8. Хороший (идеальный) проект должен удовлетворять сразу трем критериям:учитывать интересы клиентов (благополучателей) организации;соответствовать интересам организации;учитывать возможности для привлечения ресурсов (интересы донора)
[email protected]@mail.ru(843) 231 82 24