Mini Boss –бизнес школа для детей Раздел:«РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА» Тренер:Смольянинов Николай Евгеньевич,доцент кафедры экономики предпринимательстваФГБОУ УГАТУ
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА Цель, задачи и стратегии бизнесаСпрос и предложениеПродукт и его характеристикиИнформация о рынке и методы ее полученияПлан исследованияПонятие о сегментации рынка и позиционировании продукта и фирмыПрактикум: Описание продукта. Организация исследования рынка (Case-Study)
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА Цель, задачи и стратегии бизнесаЦЕЛИ БИЗНЕСА: Рост потребления товаров и услуг; Рост удовлетворенности потребителей; Расширение разнообразия товаров и услуг; Повышение качества жизни и потребления.ЗАДАЧИ БИЗНЕСА:Изучение рынкаПроизводство (снижение затрат)Рост потребления (выручки) и максимизация прибылиПовышение эффективности бизнеса
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА Цель, задачи и стратегии бизнесаСтратегия – это конкретный способ достижения целей (как? каким образом?).СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА:Портфельные КонкурентныеРостаСегментацииПозиционированияСтратегии комплекса маркетинга (4Р)
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 2. Спрос и предложениеСпрос – характеристика рынка – нужда, потребность, желание, подкрепленные покупательской способностьюСпрос оценивается величиной покупок (расходы потребителей)Предложение – характеристика рынка – товары, услуги, работы реализованные для удовлетворения спросаПредложение оценивается величиной продаж (доходы, выручка производителя или продавца)
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 3. Продукт (товар) и его характеристикиПРОДУКТ – все, что можно предложить для привлечения внимания, приобретения, использования или приобретения, с целью удовлетворения потребностей – это объекты маркетингаматериальные товары, услуги, работыличности;организации;информация;идеи;места;события и тенденции…
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 3. Продукт (товар) и его характеристикиХарактеристики продукта – состав комплекса маркетинга (4Р):товар – материальный продукт с его конкретными потребительскими характеристиками;цена – стоимость продукта и его эксплуатации; распределение – место и условия предложения,передачи, перемещения, продажи продуктапродвижение – способы информирования потребителя о продукте
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 3. Продукт (товар) и его характеристики
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 3. Продукт (товар) и его характеристики
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 4. Информация о рынке и методы ее полученияИнформация о рынке – это информация:о потребителях и их потребностяхо конкурентах, их продуктах и стратегияхо собственном продукте и его отличиях от товаров конкурентовоб особенностях организации собственного производства и бизнесао государственном регулировании рынкаИнформацию получают в процессе исследований
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 5. План исследованияОпределить объект исследования (продукт, фирма)Выбрать показатели оценки рынка, продукта и фирмыПодготовить аналитические таблицы и др. инструментыСбор информацииПервичная статистическая обработка информацииАнализ и синтез маркетинговой информацииВыработка рекомендаций и выводов относительно текущего состояния и перспектив развития фирмы (продукта).
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 5. План исследованияМЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯАнализ и контент-анализ документовНаблюдениеМассовый опросИнтервьюЭкспериментФокус-группаЭкспертные оценкиСтатистические методы и методы прогнозированияМатричные методы
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 6. Понятие о сегментации рынка и позиционировании продукта (фирмы)Сегмент – часть потребителей, которые одинаково реагируют на продукт и его комплекс маркетингаСегментация рынка – стратегия маркетинга – процесс разделения рынка на сегментыПозиционирование – стратегия маркетинга – процесс формирования восприятия потребителем продуктов и фирмы, а также отделения этого восприятия от восприятия конкурирующих продуктов и фирм
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 7. Практикум: Описание продукта. Организация исследования рынка (Case-Study)Основные факторы оценки внутренней и внешней средыВнутренняя среда1. Организационныеоргструктура;взаимодействие между подразделениями;система управления;наличие, уровень и формы контроля;инновации; др.
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 7. Практикум: Описание продукта. Организация исследования рынка (Case-Study)Основные факторы оценки внутренней и внешней средыВнутренняя среда2. Производственныеналичие современного оборудования;применение инноваций, новых технологий, «ноу-хау»;качество товара;себестоимость;снабжение сырьем и материалами;и др.
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 7. Практикум: Описание продукта. Организация исследования рынка (Case-Study)Основные факторы оценки внутренней и внешней средыВнутренняя среда3. Маркетинговыеизвестность марки;применение инноваций в маркетинге;полнота ассортимента;позиции по распределению;логистика: транспортировка, хранение, обработка заказов;сервис для потребителей;квалификация персонала и др.
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 7. Практикум: Описание продукта. Организация исследования рынка (Case-Study)Основные факторы оценки внутренней и внешней средыВнешняя среда1. Спроспотенциальный объем рынка;темпы роста/сокращения рынка;структура спроса (сегментирование);доля организации на рынке; и др.
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 7. Практикум: Описание продукта. Организация исследования рынка (Case-Study)Основные факторы оценки внутренней и внешней средыВнешняя среда2. Конкуренцияколичество конкурентов / наличие лидеров;сила марок конкурентов;наличие товаров-заменителей;применение конкурентом инноваций, новых технологий, «ноу-хау»;степень ценовой конкуренции;уровень технологического оснащения конкурентов;организационная структура конкурентов;применяемые конкурентами стратегии; др.
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 7. Практикум: Описание продукта. Организация исследования рынка (Case-Study)Основные факторы оценки внутренней и внешней средыВнешняя среда3. Сбытколичество посредников;наличие организованных сбытовых сетей;сила марок посредников;условия поставок и другие договорные условия;и др.
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 7. Практикум: Описание продукта. Организация исследования рынка (Case-Study)Основные факторы оценки внутренней и внешней средыВнешняя среда4. Ресурсыдоступность сырьевых ресурсов;структура и емкость рынка человеческих ресурсов;доступность информационных ресурсов;и др.
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 7. Практикум: Описание продукта. Организация исследования рынка (Case-Study)Основные факторы оценки внутренней и внешней средыВнешняя среда5. Макрофакторыуровень законодательного регулирования;рентабельность отрасли;инновационная привлекательность отрасли;инвестиционная привлекательность отрасли;темпы инфляции;уровень цен; и др.
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 7. Практикум: Описание продукта. Организация исследования рынка (Case-Study)Основные причины, влияющие на конкурентные позиции бизнесаТовар (продукт)технические характеристики надежность и качествоудобство в использованиижизненный цикл (продолжительность, фаза)сервисстиль и дизайнупаковкаторговая марка и др.
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 7. Практикум: Описание продукта. Организация исследования рынка (Case-Study)Основные причины, влияющие на конкурентные позиции бизнесаЦенацена товараусловия контрактов (сроки оплаты, скидки, льготы и др.)надбавки к ценемобильность ценовой политикииспользование различных финансовых инструментов расчетов (облигации, векселя)и др.
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 7. Практикум: Описание продукта. Организация исследования рынка (Case-Study)Основные причины, влияющие на конкурентные позиции бизнесаРаспределениеканалы сбыта (объем продаж напрямую потребителям, через дилеров, оптом и в розницу)основные регионы сбытазахват рынка товаромстепень контроля за сбытомналичие складских мощностей (своя сеть, арендуемая)транспорт (свой транспорт, арендуемый) и др.
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 7. Практикум: Описание продукта. Организация исследования рынка (Case-Study)Основные причины, влияющие на конкурентные позиции бизнесаПродвижениеканалы рекламы (телевидение, радио, газеты, др.)ежемесячные затраты на рекламу (по каналам, по товарам, по торговым маркам)использование иных средств продвижения (по типам, по периодичности, по затратам)используемые вспомогательные средства продвижения и рекламы (инструкции, брошюры)реклама товаров фирмами-посредниками и др.
4. ПРОДУКТ. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА Домашнее задание: Продолжить анализ рынка