Тема 4: «Социальные груп-пы в организации и управление груп-повым поведе-нием»
Группа и организация Группа – это относительно обособленное объединение определенного количества людей, взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретной цели, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как единое целое.
Признаки групп
Классификация социальных групп
Динамика социальных групп в организации
Факторы группового поведения Внешние Внутренние
Внешние факторы Организационная структураСтратегия организацииРесурсы организацииСистема подбора и оценки персоналаОрганизационная культураФормальные нормы и правила
Внутренние факторы Способности и личностные качества членов группыЗадачи, стоящие перед группойСтруктура и размер группыСтатус группыЛидерствоГрупповые нормы
Факторы внутригруппового поведения Профессиональная сработанность группы (НАШЕ ДЕЛО) / Профессиональная разобщенность группы (КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ);Морально-психологическая сплоченность группы (МЫ) / Морально-психологическая разобщенность(Я-ОНИ).
Модели группового поведения Коллек-тивизмИндиви-дуализм
Типы социальных групп в организации Трудовой коллектив – это группа, объединенная совместной общественно полезной деятельностью, опосредующей межличностные отношения.
2. Рабочая группа – это группа, у которой нет потребности в повышении эффективности совместного труда или нет возможности стать командой.
3. Команда – это группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей целям каждого, имеющих взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за конечный результат.
Рабочая группа и команда
Процесс командообразования Эффективность Формирование Бурление Нормирование Функционирование Перемена Рабочая Псевдокоманда Потенциальная Реальная Совершенная группа команда команда команда
Условия создания команд Высокая степень неопределенностиРеализация нескольких стратегийНеобходимость координации сложных работРазброс в мнениях экспертов по проблемеКонфликт заинтересованных группВысокая степень сопротивления организационным изменениям
Принципы формирования команды Определение вида и объема работОпределение структуры управленияОпределение цели командыОбеспечение необходимыми ресурсамиОпределение оптимального состава участниковОпределение границ командыПринятие соглашений по выполнению заданияОперативное замещение участниковМотивация и стимулирование
Социальные роли в команде КоординаторРазведчикКритикКоллективистДоводчик-исполнительСпециалист-эксперт
Элементы эффективности команды Удовлетворение потребностей членов командыУспешное взаимодействие в командеРешение командных задач
Резервы повышения эффек-тивности командной работы Управление составомМинимальное числоМаксимальная компетентностьУправление функциональными обязанностямиАдаптация к внешним условиямПоддержание внешних связейРешение задачСоздание благополучия в командеРаспределение ролейФункциональные ролиКомандные роли (по Р. Белбину)
Психологические характеристики социальной группы
Основные методы принятия коллегиальных решений Метод ДельфиМетод мозговой атакиМетод комиссийЭкспертиза по методу судаМетод прогнозного графаМетод сценариевМетод «635»Метод дневниковМетод синектикиМетод голосования «за» и «против»