Бараусова Елена Александровна, Бараусова Елена Александровна, кандидат экономических наук доцент кафедры менеджмента Аудитория: 1532 Телефон: (4232) 40 41 36 E-mail: [email protected], Осенний семестр: 16 недель. Лекций – 48 часов, семинаров – 32 часа, курсовая работа, экзамен
Основная литература Основная литература Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарика, 2008 Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». М.: Гардарика, 2006. Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2009. Зиновьев В.Н. Менеджмент: учебное пособие [для студ. вузов]. - М.: Дашков и К*, 2007.
Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2002. Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2002. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2006. Роббинз С.П., Коултер М. Менеджмент. – М.: Вильямс, 2007.
Общая характеристика менеджмента Организация как объект управления Роли руководителя Уровни управления в организации
решение о поставленной цели и планирование деятельности по ее достижению; решение о поставленной цели и планирование деятельности по ее достижению; распределение времени и действий, необходимых для решения задачи; мотивация (побуждение) к действиям; координация отдельных, но взаимосвязанных действий; осуществление контроля над тем, что сделано, с целью проверки соответствия результатов намеченным планам.
Формальные Формальные Неформальные
частные частные государственные муниципальные другие
Коммерческие Коммерческие Некоммерческие
крупные крупные средние малые
Ресурсы (люди, капитал, материалы, технология, информация) Ресурсы (люди, капитал, материалы, технология, информация) Зависимость от внешней среды Разделение труда: горизонтальное – разделение работы на составные части вертикальное – деятельность по координированию работы других людей Необходимость управления
ГЛАВА – церемониалы, встреча гостей, подписание юридических документов ГЛАВА – церемониалы, встреча гостей, подписание юридических документов ЛИДЕР – руководство и мотивация подчиненных, обучение, коммуникации с работниками СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО – переписка, участие в совещаниях на стороне, поддержание информационных связей внутри и за пределами организации
ПРИЕМНИК ИНФОРМАЦИИ (НАБЛЮДАТЕЛЬ) – обработка всей почты, ознакомительные поездки, личные контакты ПРИЕМНИК ИНФОРМАЦИИ (НАБЛЮДАТЕЛЬ) – обработка всей почты, ознакомительные поездки, личные контакты РАСПРОСТРАНИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ (ПРОВОДНИК) – рассылка почты по организациям, вербальные контакты для передачи информации ПРЕДСТАВИТЕЛЬ (ОРАТОР) – участие в заседаниях, обращение через средства массовой информации, речи, отчеты, записки
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – инициация новых проектов, поиск новых идей, завоевание сторонников ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – инициация новых проектов, поиск новых идей, завоевание сторонников УСТРАНЯЮЩИЙ НАРУШЕНИЯ (ПОЖАРНЫЙ) – урегулирование споров, разрешение конфликтов, адаптация к кризисам во внешней среде РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ РЕСУРСОВ – составление бюджетов, составление графиков работы, расстановка приоритетов ВЕДУЩИЙ ПЕРЕГОВОРЫ (ПОСРЕДНИК) – ведение переговоров, представление интересов своей организации