ВЫСШАЯ ШКОЛА МАРКЕТИНГА ВЫСШАЯ ШКОЛА МАРКЕТИНГА И РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА Потенциал маркетинговых технологий в управлении человеческими ресурсами Татьяна Комиссарова 9 декабря 2008г. www.marketing.hse.ru
Маркетинг персонала – это вектор в стратегии управления человеческими ресурсами, рассматривающий действующих и потенциальных работников компании в качестве «потребителей» рабочих мест Маркетинг персонала – это вектор в стратегии управления человеческими ресурсами, рассматривающий действующих и потенциальных работников компании в качестве «потребителей» рабочих мест В условиях дефицита квалифицированного персонала компании конкурируют между собой на рынке труда так же, как на рынках товаров и услуг Успешные «продажи рабочих мест» заключаются в желании нужных работников трудиться, при равных условиях материальной компенсации, именно в данной организации Эффективный маркетинговый вектор в сфере HR позволяет добиться существенного снижения издержек компании на поиск, привлечение, удержание и формирование лояльности квалифицированных специалистов
Маркетинг персонала включает: Маркетинг персонала включает: изучение рынка труда оценку потребностей в персонале позиционирование компании в качестве привлекательного работодателя продвижение репутации компании как привлекательного работодателя
Объектами коммуникационной функции являются: сотрудники организации, которые выступают в качестве участников внутреннего конкурса на вакансии и являются носителями имиджа компании на рынке труда рынок труда как комплексный источник потенциальных претендентов система управления (информационная составляющая), демонстрация ее открытости, как основного фактора влияния на формирование суждений о компании
Внутриорганизационные связи в маркетинге персонала Внутриорганизационные связи в маркетинге персонала Собственные сотрудники рассматриваются как носители имиджа Главная задача выделение и управление неформальных элементов отношений к компании, которые формируются в рамках формальной структуры В маркетинге персонала выделяются два главных направления связей: коммуникация в рамках производственного процесса социальной потребности, независимые от производственного процесса
Объективные условия: ужесточение конкуренции и увеличение в современных компаниях числа профессионалов формируют повышенные требования к лояльности работника к компании и к системам мотивации и оплаты труда Объективные условия: ужесточение конкуренции и увеличение в современных компаниях числа профессионалов формируют повышенные требования к лояльности работника к компании и к системам мотивации и оплаты труда Цель: создание процесса взаимодействия клиентов компании с мотивированным и клиенто-ориентированным персоналом Внутренний маркетинг – это один из современных аспектов менеджмента, наиболее применимый в работе с персоналом и в управлении качеством. Внутренний маркетинг — это использование маркетингового подхода к управлению персоналом: выстраивание стимулирование координирование интегрирование персонала в процессы компании
Объект внутреннего маркетинга - сотрудники и внутренняя среда фирмы, рассматриваемые через призму клиента Предмет - эффективная мотивация персонала Задачи внутреннего маркетинга: сделать каждого сотрудника «ходячей рекламой» фирмы; заинтересованным в максимальном удовлетворении потребностей клиентов фирмы; создание внутри фирмы среды, максимально ориентированной на клиента; рассматривать своих сотрудников как внутренних клиентов создание мотивационного потенциала сотрудника * мотивационный потенциал –наличие потребности, интереса, склонности, положительного отношения к работе/компании, внутренняя энергетическая заряженность человека
Направление усилий в работе с персоналом: Направление усилий в работе с персоналом: 1. Создание профессиональной группы как единицы, обслуживающей клиентов: Лидер в профессиональной группе Функционирование профессиональной группы 2. Сервисная культура в профессиональной группе: Сервисная культура в профессиональной группе Подход к найму персонала Мотивация персонала Обучение и коммуникации 3. Управление процессами в профессиональной группе
Во внутреннем маркетинге нуждаются компании, в которых работает большое количество сотрудников – профессионалов, так как последние могут обладать невысоким уровнем лояльности по следующим причинам: Во внутреннем маркетинге нуждаются компании, в которых работает большое количество сотрудников – профессионалов, так как последние могут обладать невысоким уровнем лояльности по следующим причинам: Во-первых, неиерархичность знаний, которая ведёт к тому, что профессионалы не считают себя просто подчинёнными: ими невозможно повелевать, им невозможно приказывать. Во-вторых, профессионалы осознают, что не они нуждаются в компании, а компания нуждается в них. В-третьих, зачастую профессионалы имеют большую привязанность к сфере своих знаний и работы, чем к компании, в которой они работают
Выверенные маркетинговые инструменты для работы с целевыми аудиториями: Выверенные маркетинговые инструменты для работы с целевыми аудиториями: исследований; анализа; выбора комплекса воздействия Знание запросов/потребителей компании: к процессу обслуживания клиента; ожиданий клиентов от действий персонала; понимание какими компетенциями должен обладать персонал, обслуживающий клиента
Знание конкурентного рынка и тактических/стратегических действий конкурентов и преобразование информации для HR: Знание конкурентного рынка и тактических/стратегических действий конкурентов и преобразование информации для HR: уточнение требований к персоналу; уточнение требований к процессам в компании; уточнение коммуникационных посылов, направляемых на персонал и т.д. 4. Обслуживание коммуникаций к персоналу в рамках коммуникационной стратегии компании