Тема 5. Качество товаров
Качество – это совокупность потребительских свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять текущие и перспективные потребности в соответствии с его назначением.Потребность – это нужда (чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком) в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом.
По назначению:Физиологические потребности (еда, жилье)Потребности в социально-культурных средствах жизни человека (образование, культура, досуг)Потребности в средствах деятельности (предмет для производства товаров)Потребности в удовлетворении социально-престижных благ (туристические услуги, предметы роскоши)По степени удовлетворения:Полностью удовлетворенныеНе полностью удовлетворенныеНеудовлетворенные
По виду удовлетворения:Потребности общественного характераИндивидуальныеЗнание общественных потребностей – залог успеха любого предприятия. Любой товар, появившийся на рынке, должен удовлетворять определенные потребности, которые к моменту его появления сформировались или сформируются у потенциальных покупателей.Знание общественных потребностей позволяет сформировать требования, предъявляемые к товару
Требования к качеству - это выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам товара, чтобы дать возможность их реализации и проверки.Требования к качеству устанавливаются на этапах:Проектирования и разработкиМатериально-технического снабженияРазработки и организации производстваКонтроляХранения и реализации
Свойство – объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении.Простое свойство – характеризуется одной особенность (количество дверей на шкафе)Сложное свойство – комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности (пищевая ценность продуктов питания)
Показатель качества – количественное и качественное выражение свойств продукции или товара Показатель имеет наименование (качественная характеристика товара0 и значение (результат количественного измерения)Показатели качества делятся:1. В зависимости от характеризуемых свойств:ЕдиничныеКомплексные2. По назначению:Базовые показателиОпределяющие показатели
Показателям присущи определенные значения, которые делятся на следующие виды: Оптимальное значение показателяДействительное значение показателяРегламентированное значение показателяПредельное значение: Минимальное предельное значениеМаксимальное предельное значениеДиапазонные предельные значенияДопускаемые отклоненияОтносительное значение показателя:Уровень качества товаровТехнический уровень качества
Качество товаров – совокупность свойств и показателей Свойства характеризующие качество товаров подразделяются на два класса:ПотребительскиеТехнологические
Номенклатура потребительских свойств и показателей товаров - Это перечень потребительских свойств, разделенный на взаимосвязанные уровни и используемый при различных операциях по оценки качества товаров.При разработке и выборе номенклатуры потребительских свойств за основу принимают типовую номенклатуру, которая одинакова для определенных групп и видов товаров.Структура потребительских свойств представляет собой комплексные и единичные свойства, разделенные на уровни по правилам иерархической классификации
Цели выбора номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров: Проведение комплексной оценки качества товаров, определение их конкурентоспособности;Включение перечня потребительских свойств в нормативно-технические документы на продукцию (стандарты, регламенты);Комплексная оценка потребительских свойств продукции при разработке и постановке ее на производство;Определение потребительских свойств при проведении экспертизы товаров;Определение свойств безопасности при проведении сертификации продукции;Установление перечня потребительских свойств и показателей качества при организации товарного обращения, для специализации и кооперирования производства.
Номенклатура потребительских свойств и показателей качества должна отвечать следующим требованиям: Учитывать цели и условия эксплуатации или потребления товара;Отражать современные достижения науки, техники и технологии, а также изменения в структуре спроса и потребностей населения;Способствовать всестороннему учету требований потребителей для повышения качества товаров, их эффективного сбыта и потребления (эксплуатации).
Потребительские свойства подразделяются на группы: Назначения НадежностиЭргономическиеЭстетическиеЭкологическиеБезопасности
Назначение – способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации.В зависимости от удовлетворяемых потребностей свойства назначения подразделяют на подгруппы:ФункциональныеСоциальныеКлассификационныеУниверсальные
Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления в течении заранее оговоренных сроков.В зависимости от критерия надежности различают следующие подгруппы:Долговечность – срок эксплуатации, ресурсБезотказностьРемонтопригодность - параметСохраняемость
Эргономические свойства – способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психологическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя.Эргономика – наука, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности с целью оптимизации средств и процессов труда или эксплуатации либо потребления.
Эстетические свойства – способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека.Показателями эстетических свойств могут служить:Внешний видЦелостностьДизайнМода, стильИнформационная выразительностьСовершенство производственного исполнения
Экологические свойства – способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации или потреблении.
Безопасность – состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем.В зависимости от природы воздействий, влияющих на безопасность, различают следующие ее виды:ХимическаяРадиационнаяМеханическаяЭлектрическаяМагнитнаяЭлектромагнитнаяТермическаяСанитарно-гигиеническаяПротивопожарная
Оценка качества товара является установлением соответствия товара общественным потребностям.Контроль качества представляет собой проверку соответствия показателей качества конкретного товара требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, а также требованиям, определенным в договоре поставки.Оценка качества – это более широкое понятие, чем контроль качества, учитывают большее число показателей качества.Оценка уровня качества – это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества, определение значений и сопоставление их с базовыми.
Градация, класс, сорт – категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству.В зависимости от градации товары делятся на:СтандартныеНестандартные Брак
В результате выявления соответствия или несоответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три класса: Первый классВторой классТретий классДля оценки качества продовольственных товаров применяют градацию качества по сортам.
Группы сложности – градации, отличающиеся по техническому уровню показателей качества. Эти градации присущи бытовой радиоаппаратуре.Группы качества применяются для характеристики туалетного мыла и духов в зависимости от рецептуры, которая обуславливает различные свойства.Марки, номера – градации качества товара, отличающиеся значениями одного или нескольких определяющих показателей.
Дефект – невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также требования, относящегося к безопасности.Дефекты подразделяют по нескольким признакам:По степени значимости – критические, значительные и малозначительные
В зависимости от наличия методов и средств обнаружения – явные и скрытыеВ зависимости от наличия методов и средств устранения – устранимые и неустранимыеВ зависимости от места возникновения – технологические, предреализационные и послереализационные