«РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ 12-13 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ БАСКЕТБОЛА»
Актуальность исследования Современный баскетбол характеризуется высокой двигательной активностью, которая обусловлена увеличением удельного веса, быстрого прорыва и прессинга, увеличением технических возможностей игроков при максимальной быстроте действий и большой физической нагрузке. Физическая подготовленность определяется не только специальной выносливостью, но и скоростно-силовыми качествами. С учетом этого в настоящее время в литературе имеется большое количество рекомендаций по вопросам развития скоростно-силовых качеств. Однако в литературе не указаны средства и методы, которые являются наиболее эффективными. Множество методов и разнообразие средств, предлагаемых разными авторами, делает проблематичным выбор методики и средств для развития скоростно-силовых качеств баскетболистов. Поэтому определяемые наиболее эффективные методы и средства позволяют улучшить процесс учебно-тренировочных занятий и могут быть рекомендованы для широкого использования в практической работе учителями физической культуры и тренерами спортивных школ.
Цель исследования Разработка методики развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов 12-13 лет. Объект исследования Учебно-тренировочный процесс на занятиях баскетболом учащихся 12-13 лет. Предмет исследования Процесс развития скоростно-силовых качеств 12-13 летних школьников на занятиях по баскетболу. Рабочая гипотеза Предполагаем, что предложенная нами методика позволит развивать скоростно-силовые качества баскетболистов 12-13 лет на более высоком уровне, чем методики, используемые учителями физической культуры общеобразовательных школ при подготовке школьников-баскетболистов на внеурочных занятиях.
Задачи исследования Учитывая актуальность вопроса развития скоростно-силовых качеств в баскетболе, перед работой были поставлены следующие задачи: 1. Определить уровень развития скоростно-силовых качеств учащихся 12-13 лет и особенности их проявления в баскетболе. 2. Разработать методику развития скоростно-силовых качеств учащихся 12-13 лет средствами баскетбола. 3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики в учебно-тренировочном процессе на занятиях баскетболом.
Методы исследования Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования: 1. Анализ научно-методической литературы. 2. Анализ документальных данных. 3. Педагогическое тестирование. 4. Педагогическое наблюдение. 5. Педагогический эксперимент. 6. Методы математической статистики.
Педагогический эксперимент ● Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Определяется он в обобщенном смысле как опытная проверка гипотезы. Его целью являлось выявление эффективности разработанной методики развития скоростно-силовых качеств подростков 12-13 лет средствами баскетбола. При этом выявлялось рациональное сочетание основных тренировочных средств, их объем, интенсивность и продолжительность интервалов отдыха. ● Педагогический эксперимент проводился на базе ГБОУ СОШ №1106 в течение трех месяцев (октябрь-декабрь 2013г.). В исследованиях приняли участие две группы учащихся 12-13-летнего возраста, занимающихся в школьных секциях по баскетболу и не имеющих спортивных разрядов. ● Для проведения педагогического эксперимента на основе предварительных контрольно-педагогических испытаний (тестирования) испытуемые были распределены на две группы: экспериментальная (n=12) и контрольная (n=12).
● Идентичность групп определялась по уровню физического развития и физической подготовленности. ● Занятия проводились 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница). Всего было проведено 36 учебно-тренировочных занятий. ● Все испытуемые подвергались контрольно-педагогическим испытаниям в три этапа: - исходный (октябрь 2013г.); - промежуточный (ноябрь 2013г.); - итоговый (декабрь 2013г.). ● Особенность педагогического эксперимента заключалась в следующем: - использование упражнений на мягком покрытии (маты); - использование упражнений с набивными мячами; - использование упражнений с отягощением. ● Контрольная группа занималась в соответствии с общепринятой методикой тренировки в баскетболе.
Организация исследований Исследования включали три этапа: ● На первом этапе (сентябрь 2013г.) На первом этапе (сентябрь 2013г.) изучалась и анализировалась научно-методическая литература (42 источника), выявлялись основные направления тренировочного процесса, организация учебно-тренировочных занятий и ведущие физические качества юных баскетболистов. ● Второй этап (октябрь 2013г.) исследований предусматривал проведение основного педагогического эксперимента. В свою очередь, основной педагогический эксперимент предусматривал использование различных методик развития скоростно-силовых качеств юных баскетболистов. В контрольной и экспериментальной группах участвовало по 12 испытуемых 12–13 лет. Подростки, участвующие в педагогическом эксперименте, имели одинаковые задачи подготовки, однако в экспериментальной группе занятия проводились по разработанной нами методике.
Одним из главных критериев педагогического эксперимента являлась динамика роста результатов физической подготовленности, показанных испытуемыми на протяжении исследований. Полученные в процессе всего педагогического эксперимента данные позволили обосновать и определить основную направленность подготовки юных баскетболистов 12–13 лет (развитие скоростно-силовых качеств) на занятиях в секции баскетбола. ● На третьем этапе (январь 2014г.) - консультации с научным руководителем, внесение коррекции и окончательное редактирование работы. Оформление выпускной квалификационной работы.
Таблица 1 Показатели исходных данных развития скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной и экспериментальной групп (октябрь 2013 г.) Исследуемаягруппа Статистиче-скиепоказатели Название теста Прыжок вдлину сместа(см) Высота подскока (см) Бег 20 м (с) Бег40 с (м) Эксперимен-тальнаягруппа Х ±σ 183+3,25 39+1,33 3,82+0,03 153+2,08 Контрольнаягруппа Х ± σ 183+2,83 38+0,75 3,94+0,04 153+1,75
Таблица 2 Показатели промежуточных данных развития скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной и экспериментальной групп (ноябрь 2013 г.) Исследуемаягруппа Статистиче-скиепоказатели Название теста Прыжок вдлину сместа(см) Высота подскока (см) Бег20 м (с) Бег40 с (м) Эксперимен-тальнаягруппа Х ±σ 188+3,76 42+0.92 3,82+0,05 161+1,66 Контрольнаягруппа Х ± σ 185+2,92 39+0,83 3,86+0,03 157+1,42
Таблица 3 Показатели итоговых данных развития скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной и экспериментальной групп (декабрь 2013 г.) Исследуемаягруппа Статистиче-скиепоказатели Название теста Прыжок вдлину сместа(см) Высота подскока (см) Бег20 м (с) Бег40 с (м) Эксперимен-тальнаягруппа Х ±σ 201+3,5 44+1 3,74+0,03 163+1,5 Контрольнаягруппа Х ± σ 189+2,83 40+0,42 3,73+0,03 160+1,08
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !