Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (выступление на педагогическом совете школы) Жаксиликова Наталья Николаевна учитель истории МОУ Ильичевская ООШ 2011 г.
Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Использование современных образовательных технологий Проблемное обучение; Тестирование, как способ контроля и самоконтроля; Преподавание с использованием электронных учебников; Метод проектов; Исследовательский метод.
Наиболее распространенные способы работы с ИКТ: Презентация позволяет иллюстрировать ответ учащегося на уроке. На уроках можно использовать такие формы работы, как подготовка учениками сообщений и рефератов, составление проектов. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений. ИКТ предоставляют возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
Практическая значимость инновационных технологий: инновационный подход в изучении истории создает условия для формирования теоретического мышления учащихся; повышает мотивацию изучения предмета истории; повышает качество освоения истории. Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.
Главной целью обучения считаю - расширение познавательного интереса к предмету и повышение мотивации учебной деятельности. Одним из эффективных педагогических средств и методов обучения в моей работе являются методы проектирования и исследования. Метод проектов активизирует самостоятельную работу школьников с источниками информации, обеспечивает поисковую работу, в том числе с помощью современных интернет-технологий, умение открыто защищать свои проекты, что в целом способствует компетентностному подходу к обучению.
Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу. В современном стремительно меняющемся мире у детей необходимо развивать исследовательские качества. Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Важное место в содержании образования занимает организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа требует от ученика умения проблемно мыслить, самостоятельности, способствует воспитанию целеустремленности и навыков ведения научной работы. Результатом внедрения в учебно-воспитательный процесс технологии проектно-исследовательского обучения можно считать достижения учащихся в 2009-2011 гг. в творческих, заочных конкурсах, чтениях, слетах и конференциях.
Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебному предмету за 2008-2009 уч.г. Дата Название мероприятия с указанием статуса Результат участия 20 января 2009 Православные Рождественские чтения в рамках окружных (с.Алексеевка) Саморуков Влад – 1 место 25 февраля 2009 Областные Головкинские чтения. ( г.Кинель) Саморуков Влад- 3 место Убишев Данияр – 3 место 13 марта 2009 Окружные Православные чтения (г. Нефтегорск) Саморуков Влад – 1 место 13 марта 2009 г. Окружная научная конференция учащихся (г.Нефтегорск) Жаксиликова К. – 2 место 5-8 мая 2009 г. Международные Славянские чтения (г.Самара) Парамонов Вячеслав – 2 место 12 мая 2009 г. Областные Кирилло-Мефодиевские чтения Убишев Данияр –1 место Саморуков Влад -2 место Коваленко Антон-3 место
Дата Название мероприятия с указанием статуса Степень и результат участия 20.10. 2009 г. Районный конкурс «Алексеевке – 200 лет» Юрченко О., Кулебяев В. (презентация)- 1 место 2010 г. Районный конкурс «Рождественские чтения» Саморуков В.-1 место Коваленко А. – 1 место 12.03. 2010 г. Окружная научная конференция учащихся Саморуков В. – 3 место 31 марта 2010 г. Областные Х юношеские Головкинские чтения Убишев Д, Парамонов С. - 3 место, Парамонов С. – 3 место 5 мая 2010 г. VI Международные Славянские чтения Саморуков, Убишев – дипломы лауреатов (1 работа) 12.-31.05. 2010 г. Всероссийская дистанционная викторина «Страна знаний» Убишев – 3 место 21.05. 2010 г. Окружной конкурс музейных экспозиций, посвященный 65-летию Победы Группа д.о. «Юный краевед» - 3 место 21.- 31.05. 2010 г. Ш Всероссийский конкурс краеведческих презентаций «Моя Россия. Великое в малом» Саморуков В., Парамонов С.,– сертификаты участников 03.06. 2010 г. Районный слет краеведов, посвященный 200-летию с.Алексеевка Убишев Д., Антонов Н. I место Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебному предмету за 2009-2010 уч.г.
Дата Название мероприятия с указанием статуса Степень и результат участия 01.11. 2010 г. Всероссийский конкурс-олимпиада «История Древнего мира» (Интернет) Убишев Д – 67 б.- 5 место, Седых Д.- 65 б. – 7 место (Свидетельства лауреатов) Ноябрь 2010 г. Всероссийский конкурс-олимпиада «Мифы Древней Греции» (Интернет) Борисова П.-112 б. – 2 место, Антонова Д.-112 б. – 2 место 11.01. 2011 г. Районные чтения «Русь моя православная» Антонова Д., Борисова П. – 1 место Парамонов С., Саморуков В.- 1 место 10.02.-март 2011 г. Всероссийский конкурс-олимпиада «Московская битва: оборонительный период» (Интернет) Саморуков В. – 7 место (свидетельство лауреата) 12.02.- март 2011 г. Всероссийский конкурс-олимпиада «А.В.Суворов – великий русский полководец» (Интернет) Антонов Н.- 46 б.- 2 место (диплом) 09.02.-26.04. 2011 г. Областной Интернет-конкурс «Моя Самара». 4 тур - творческий Парамонов В. – 70 б.- 2 место Общие итоги областного конкурса «Моя Самара» Парамонов В. – 1 место 04.05. 2011 г. VII открытые Международные Славянские чтения Антонова Д., Борисова П. – грамота за активную научно-творческую деятельность в области литературоведения 12.05.2011 г. Областные ХI Кирилло-Мефодиевские чтения Убишев Д.- 1 место 20.05.2011 г. Районный слет краеведов Антонова Д., Антонов Н.- 2 место Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебному предмету за 2010-2011 уч.г.
Список исследовательских работ выполненных учащимися по предмету с презентациями: «Таланты Алексеевского края» (творчество поэта-земляка Федора Вострикова). «Патриотический подвиг крестьянства Алексеевского района Куйбышевской области (1941-1945 гг.)» «Путевые заметки героев Льва Толстого о степном Алексеевском крае» «Толстой и степь неразделимы» (памятные места Л.Толстого в Алексеевском крае). «Афганская война…Срока давности – нет». «Духовные истоки русской иконописи». «Духовный подвиг иконописца Григория Журавлева». «Христианский путь Первосвятителя Алексия II». «Горькие и доблестные страницы жизни алексеевцев». «Детство, опаленное войной» «Колыбельная песенка в культуре русского народа» Проект «Живи и помни» (о ветеранах Великой Отечественной войны»)
Фотографии из личного архива Слет краеведов 2008 г., 2010 г. Православные чтения 2009 г., 2011 г.
Фотографии из личного архива В школьном музее Трудовой славы п.Авангард Презентация временного стенда «Они защищали Родину». 9 мая 2010 г. Окружные Православные чтения 2011 г.
Фотографии из личного архива Победители второго тура областного конкурса «Моя Самара». 2011 г. Областные Головкинские чтения 2010 г. Окружная конференция учащихся 2010 г.
Итоги применения инновационных технологий на уроке истории и обществознания: общая успеваемость составляет 100 % по предметам истории и обществознанию; качество знаний в течение ряда последних лет составляет от 50-80 % (история и обществознание); увеличение количества и повышение качества работ, выполняемых учащимися по самостоятельно выбранной теме или проблеме (проекты, учебные исследования, рефераты, презентации);
Сегодня выпускник школы XXI века должен: уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.