Обеспечение качества высшего образования ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Понятие «качества» ISO 9000 – 2001, 2004 (International Organization for Standardization) МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА – Total Quality Management
«Принципы ISO 9000, изложенные прямо и без обиняков» Ориентировать свою деятельность на службу клиентам Обеспечивать лидерство Вовлекать сотрудников Использовать процессуальный подход (планирование деятельности, реализация, мониторинг и анализ результативности) Осуществлять системный подход Поощрять постоянное совершенствование Сбор и анализ информации, прежде, чем принимать решения Работать с поставщиками http://praxiom.com/principles.htm
Понятие «качества» КТО? Государственная оценка (эффективность использования средств налогоплательщиков; аудит) Профессиональная оценка (самоконтроль и профессиональное сообщество; аккредитация) Потребители (рейтинги общественных организаций, диагностика удовлетворенности обучающихся, работодателей, заказчиков услуг) ДЛЯ КОГО? Для себя: вуз (администрация), потребители услуг (студенты) Для сторонних пользователей: открыто для всех; сопоставимо
Некоторые подходы к интерпретации понятия «качество образования» является понятием многомерным, трудно поддающимся определению; «качество» человека, качество его интеллекта, качество культуры (Панасюк В.П., 2000) «интегральное свойство, обусловливающее способность педагогической системы удовлетворять существующим и потенциальным потребностям личности и общества, государственным требованиям по подготовке высококвалифицированных специалистов» (Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю., 2001) соответствие установленным требованиям, нормам, стандартам (Скок Г.Б., Никитина Н.Ш., 2000) «изменения в учебном процессе и в среде, окружающей обучаемого, которые можно идентифицировать как улучшение знаний, умений и ценностей, приобретаемых обучаемым по завершении определенного этапа» (Солдаткин В.И., 2003) СОВОКУПНОСТЬ КАЧЕСТВ
Понятие «качества» Миссия; стратегический план развития; единство процессов планирования, мониторинга и результативности «Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности» (Коджаспирова Г.М., 2006)
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВО ЦЕЛЕЙ КАЧЕСТВО УСЛОВИЙ КАЧЕСТВО ПРОЦЕССОВ ПОКАЗАТЕЛИ: материально- техническая база, методическое, информационное обеспечение учебного процесса: учебные планы и программы дисциплин, методические материалы для обучения и контроля и пр. ПОКАЗАТЕЛИ: ГОС задает сам ВУЗ проверяет достижение КАЧЕСТВО КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА ПОКАЗАТЕЛИ: учебного, исследовательского Управленческого процессов) ПОКАЗАТЕЛИ: итоговая подготовка обучающихся ИГА Независимое тестирование ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ