Использование ИКТ в образовательном процессе Алексина Е.Ю. Выступление на заседании педагогического совета учителей МБОУ гимназии № 2 г. Георгиевска 5informatika.net
Роль компьютера в историческом образовании учащихся многообразна: - помощь учащимся в эффективном усвоении исторической информации, её систематизации; - предоставление ученику максимально возможной свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала; - содействие становлению объёмных и ярких представлений о прошлом; - моделирование социальных процессов, особенно в связи с возрастанием интереса к проблеме альтернатив исторического процесса.
В конечном счёте, компьютер помогает интенсифицировать процесс обучения, индивидуализировать его, повысить мотивацию к изучению предмета, снять эмоциональную напряжённость в процессе работы, предоставляя учащимся помощь в виде консультации или предложенных вариантов выбора ответа. Использование ИКТ создаёт основу для организации педагогом самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению информационного массива при широком использование индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса.
1. Готовые компьютерные программы К категории продуктов, не имеющих аналогов в мире, относится компьютерный учебник «История России. XX век» (КЛИО-СОФТ) и компьютерный задачник «История древнего мира. Загадки Сфинкса» (МедиаХауз). Кроме того, большую помощь учителю оказывают и компьютерные программы по всеобщей истории, по истории Великой Отечественной войны, энциклопедия по истории России. Разумное и грамотное использование указанных программ позволяет сделать урок более интересным для учащихся, познавательным, наглядным, результативным.
Если не рассматривать ПК как самоцель, а сам компьютер как «заменитель» преподавателя, то его нишей на уроке является сфера оптимизации труда учителя. При таком подходе ПК превращается в универсальное средство техническое средство обучения (ТСО). Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков, тестовых и контрольных заданий.
Power Point. В практической работе незаменимой для учителя становится программа создания презентаций Power Point. Эта программа позволяет любому педагогу стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета. Практика показала, что на подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов мультимедийных энциклопедий уходит около 1,5-2,5 часов.
Разрабатывая презентацию, педагог должен провести значительную исследовательскую работу, использовать широкий круг источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Все создаваемые презентации условно можно свести к трем основным видам: 1. Классические компьютерные презентации. Содержание такой презентации служит наглядным видеорядом, позволяющим оживить ход лекции и организовать в ходе ее обсуждение тех или иных вопросов. Компоновка материала может служить своеобразной формой опорного конспекта.
2. Презентации для уроков контроля и проверки знаний состоит из набора заданий, которые постепенно подводят учащихся к решению учебной задачи урока и помогают повторить и обобщить материал изученной темы. 3. Компьютерный диафильм с использованием элементов анимации. Основу составляют слайды, в которых в качестве видеоряда используются картины известных художников, иллюстрации из книг, различные документы, карты и схемы.
Для меня программа Power Point стала незаменимой. При подготовке можно использовать: портреты выдающихся исторических деятелей, картины известных художников, памятники архитектуры, видеоролики и многое другое. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя непосредственно на ходе урока.
Применение компьютерных презентаций на любом уроке даёт следующие преимущества: это позволяет сделать урок более динамичным и интересным, эмоционально оживить его; учитель может выбирать темп урока, который ему необходим; исторические события, факты, документы, комментарии можно подавать во взаимосвязи и в определенном контексте; ученик «погружается» в обстановку той или иной исторической эпохи. Облегчается процесс запоминания необходимой информации за счёт использования большого количества иллюстративного материала из разных источников (помимо учебника) с привлечением аудио и видеофрагментов; активизируется работа всего класса. Возможно быстро оценить знания учащихся.
При разработке качественных презентаций для проведения уроков следует принимать во внимание: Возрастные особенности и уровень знаний учащихся; Текст, рисунки, фон, эффекты анимации, видео, музыка должны работать на эффективное усвоение учебного материала; Воздействие на три канала восприятия (аудиальный, кинестетический, визуальный); Прохождение презентации через все этапы создания (планирование, проектирование, информационное наполнение, программная реализация, тестирование, использование на практике, совершенствование);
Эргономическая оценка собственного программного продукта (влияние на психическое и эмоциональное состояние обучаемых, учет их физиологических особенностей восприятия различных эффектов оформления); Технические условия для создания и демонстрации презентации (сканер, компьютеры, экран, проектор и т.д.); Структура сценариев презентаций должна быть адаптирована для различных видов уроков; Презентация должна быть проста в управлении, не перенасыщена анимированными объектами, каждый слайд должен раскрывать конкретную мысль, план урока или учебный вопрос презентации;
Слайды должны содержать по возможности минимум текста, и давать возможность детям записывать конспекты; Значимые даты, события, портреты в презентации должны быть акцентированы, что позволит учащимся лучше запомнить сложный учебный материал; При самостоятельной работе учащихся с презентацией (на уроке контроля и проверки знаний) все задания должны быть понятны и их исполнение, с технической точки зрения, не должно вызывать затруднений (хорошая проработка навигационного аппарата презентации); Не следует забывать, что учитель играет главную роль - грамотного руководителя и наставника, а компьютерные презентации лишь замечательные ТСО, высвобождающие время для учителя и помогающие вести урок.
Можно привести примеры презентаций: 1. Мои разработки: «Собирание земель вокруг Москвы» «Отечественная война 1812 г.» 2. Готовые разработки: «Смута» «Советско-финская война» «Художественная культура XIX в.» «Внешняя политика СССР в 30-е гг.»
Систематическое использование ПК на уроке приводит к целому ряду важных последствий: - резко возрастает уровень использования наглядности на уроке; - повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке; - устанавливаются межпредметные связи с основами информатики; - появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории; - повышается уровень знаний учащихся;
- изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками, далёкими от истории, но увлечёнными ПК; эти учащиеся начинают видеть в преподавателе «родственную душу»; - изменяется, особенно у учащихся среднего звена, отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.
Интернет-ресурсы Большую помощь учителю сегодня оказывают и Интернет-ресурсы. Среди поисковых систем, используемых сегодня в российском сегменте Интернета (Рунете), стоит выделить три наиболее часто используемых: Яндекс (www.yandex.ru), Рамблер (www.rambler.ru), Google (www.google.ru).
Целесообразно использовать Интернет в проектной деятельности учащихся. Создание разделов школьных web-сайтов или собственных тематических web-сайтов позволяет удовлетворить одну из наиболее важных потребностей ребёнка – в ощущении полезности своей деятельности, так как представленная им информация становится доступной всем, выходящим в Сеть. Организация уроков с привлечением ресурсов Сети способствует обучению сотрудничеству, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности. Для учителя Интернет является универсальным средством для самообразования и распространения опыта работы.
Сайты общего назначения: Библиотеки Использование ресурсов электронных библиотек во многом решает проблему дефицита специальной литературы и источников позволяет учителям и учащимся существенно расширить круг привлекаемой к занятиям литературы. В электронной библиотеке исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu.ru/ER) выставлено более 130 текстов документов по отечественной и всеобщей истории, которые широко используются в историческом образовании.
В Интернет-хранилище Российской Государственной библиотеки (http://rsl.ru) особый интерес вызывают полнотекстовые электронные ресурсы: книги, диссертации, авторефераты, карты и коллекции плакатов. Более 10000 интереснейших материалов гуманитарного профиля собрано в библиотеке портала Auditorium.ru (http://www. auditorium.ru).
Музеи Возможности виртуального музея достаточно велики. В первую очередь, это различные варианты виртуальных экскурсий. Возможен вариант обсуждения ресурсов после проведения экскурсии. Важно, чтобы визуальная информация дополнялась вопросами и заданиями, выделением тех деталей, которые затруднительно увидеть во время обычной экскурсии.
«Точкой входа» на сайты многих музеев может стать портал Музеи России (http://www.museum.ru). Сейчас это наиболее полный каталог 3000 отечественных музеев (около 1500 из них – музеи исторической тематики) с подробным описанием, иллюстрациями и удобным механизмом поиска.
Пригороды Москвы и Санкт - Петербурга интересны своими редкостями не менее самих столиц: Архангельское (http://www.arhangelskoe.ru) Коломенское (http://www.museum.ru/Kolomen) Петергоф-Петродворец (http://www.peterhof.ru) Царское Село – город Пушкин (http://www.pushkin-town.net)
Периодические издания Особое место в Интернете занимают сайты периодических изданий. Использование этих ресурсов позволяет существенно сэкономить на подписке и обратиться к старым изданиям. В качестве примера можно привести сервер Объединения педагогических изданий «Первое сентября», существующий с 1997 г. Здесь, помимо свежего номера газеты регулярно публикуются материалы её предметных приложений, в частности – «История» (http://his.1september.ru)
Виртуальные энциклопедии – это возможность оперативного получения справочной информации практически по любому вопросу. Мир энциклопедий (http://www.encyclopedia.ru) содержит базу данных по электронным энциклопедиям, ссылки на энциклопедии в Интернете. На сайте Герои России (http://www/warheroes.ru) публикуются биографии Героев Советского Союза и России. К настоящему времени представлена информация о более чем 2500 героях.
Коллекции методических разработок В Интернете всё более активно представляется и учительский опыт. Познакомиться с ним можно на следующих сайтах: Интернет-проект Сетевое объединение методистов (СОМ) – В помощь учителю (http://som.fio.ru). Раздел «История» СОМа включает насыщенную и систематизированную базу материалов учебно-методического назначения. Интересные варианты использования ИКТ в проектной деятельности представлены на российской версии международного проекта Сеть творческих учителей (http://it-n.ru).
Важным этапом в развитии образовательного контента российского Интернета стало создание системы федеральных образовательных порталов, в состав которой вошли Федеральный портал «Российское образование! (www.edu.ru); Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru); Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена (www.ege.edu.ru).
Серьёзное отношение к работе в Интернете предполагает переход от концепции «найти хоть что-нибудь» и «найти всё, что есть» к задаче получить только нужные документы, максимально соответствующие теме запроса. Практически все крупные темы школьных курсов по различным предметам находят то или иное отражение при помощи Интернет-ресурсов. Грамотное использование учителем этих ресурсов позволяет сделать каждый урок интересным, насыщенным наглядностью и фактическим материалом, эффективным.