Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ Лицей №20 Винокуровой Маргариты Анатольевны
самостоятельность новизна способов деятельности оригинальность
Показатели сформированности творческой активности детей Высокий уровень интереса к урокам Способность к фантазированию, воображению Проявление догадливости и сообразительности Проявление радостных эмоций в процессе работы Умение преодолевать возникшие трудности Стремление к оригинальности Проявление самостоятельности в работе
Формы активизации творческой деятельности Игра Сочинения и творческие диктанты Частично-поисковые задания Задания с несколькими вариантами решения Развивающий канон Интеллектуальные атаки Составление детьми заданий к урокам
Виды сочинений Сочинения – описания Сочинения – рассуждения Сочинения – сказки По опорным словам В виде письма друг другу
На………. столе лежит большой………. арбуз. Вся ………. семья собралась на кухне, чтобы его попробовать. Папа разрезает ………. корку, и нашему взору предстаёт ………. мякоть. К счастью, арбуз оказался ………. . Сердцевина его ………. цвета, а косточки ………. . Мы с удовольствием съели по три ………. куска. Арбуз.
К частично-поисковым задачам можно отнести задания: на нахождение закономерности; на нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; на подбор возможно большего количества примеров к какому-либо теоретическому положению; на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; на нахождение наиболее рационального способа решения;
Задачи частично-поискового характера В какие группы можно объединить следующие слова: шкаф, конфеты, астра, ромашка, пряник, стол, шоколад, тюльпан, диван, роза, варенье? Проанализируйте следующие ряды чисел, выявите закономерность и продолжите их запись: 1, 3, 4, 7, 11, 18 ... 2, 8, 3, 7, 4, 6 ...
Решение частично-поисковых задач разного уровня Ребята, сейчас мы проверим вашу слуховую память. Я громко и медленно назову шесть чисел. Ваша задача выслушать меня внимательно и записать эти числа в том же порядке. Начали: 5, 12, 10, 3, 8, 2. А теперь послушайте следующий ряд: 3, 21, 15, 48, 6, 10, 11, 16, 4, 5, 19, 9. Назовите лишь два числа данного ряда - самое большое и самое маленькое.
«Ребята, сегодня я дам вам задание, которое могли бы предложить будущим разведчикам для проверки у них быстроты реакции. Перед вами ряд чисел: 4, 15, 36, 8, 12, 5, 21, 24, 16, 3, 7, 20 Как можно быстрее подчеркните те из них, которые делятся без остатка на 4».
Задачи частично-поискового характера Найдите способ, которым можно нарисовать данную фигуру, не отрывая руки от бумаги и не проводя дважды линии: Сколько треугольников и четырехугольников можно найти на этом рисунке? Как вы получили ответ?
Задачи частично-поискового характера Назовите все возможные варианты имен по модели ВА – Я Разгадайте внешне похожие ребусы: 10ЧКА, 1БОР, Ш1А, Ф1А, 2Д, ПО2Л
Задачи частично-поискового характера Посмотрите на это выражение: 9 + 8 = 5. С точки зрения математики это полный абсурд. Но все же подумайте и попытайтесь сообразить, догадаться, в какой ситуации оно будет верно.
Задачи частично-поискового характера Сколькими способами можно разделить квадрат на четыре равные части? Покажите все варианты.
Найти S фигуры
«Развивающий канон» - это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями» (А. В. Попов).
Развивающие каноны утро з день о вечер ? округа 1 порода ? приход 3 80 о 90 п 100 ? Красная ? Серая ш Белый к
Развивающие каноны Род существительного. Количество слогов в слове. Склонение. Количество повторяющихся букв. Количество букв в слове. Количество букв в окончании. Количество букв «о» в слове. Номер ударного слога. Астрономия. Венера ? 3 1 2 6 1 0 второй п Фобос м ? ? ? 5 0 ? первый с Солнце с 2 2 0 ? ? 1 ? ?
Развивающие каноны
Рекомендуемая литература. Н. Винокурова. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.: АСТ-ПРЕСС,1999.
Задачи педагога: развивать у детей подвижность и гибкость мышления; настойчиво стимулировать процессы поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы; учить находить новые, оригинальные подходы, получать красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
II этап. Развитие психических механизмов В шестнадцати клетках таблицы записаны вразнобой числа от 1 до 20. Это означает, что какие-то четыре числа в таблице пропущены. Без помощи ручки или карандаша, только глазами отследите все числа и выпишите недостающие. 1 16 8 13 12 9 19 2 20 4 14 18 7 15 10 5
Структура урока: I этап. Разминка. II этап. Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). III этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня. IV этап. Решение творческих задач.
I этап. Разминка Какой сегодня день недели? А что было вчера? Какое число будет через три дня? Какая буква в русском алфавите стоит после «Ц»? А в английском - перед «N »? Сколько будет 7 х 8? А 9 х 9? Какая предпоследняя буква алфавита? Название этого месяца заканчивается на «Т». Какой он по счету в году? Назовите на слух общий звук в словах: блок, стол, крыло, мост; дар, мера, аист, жар. По названию страны определите столицу и наоборот: Париж, Япония, Москва, Вашингтон, Италия. Кто автор «Золушки»? «Трех мушкетеров»? «Маугли»?
IV этап. Решение творческих задач Первый тип это творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Второй тип - это задачи повышенной трудности интегративного характера.
Репродуктивная задача интегративного характера Ребята, запишите цифры, обращая внимание на знаки препинания: 1,2,3 ... 4? 5! 6?! 7, 8, 9. А теперь устно сосчитайте их сумму. Как это можно сделать быстро и рационально? (1 + 9, 2 + 8, 3 + 7, 4 + 6 и 5 в сумме дают 45). Умножьте полученное число на 2 и прибавьте 10. Сколько у вас получилось? Сто. Какой частью речи является это слово? Просклоняйте его по падежам. А как это звучит по-английски? С какими постоянными величинами в физике и математике оно у вас ассоциируется? В названия каких литературных произведений оно входит?
Продолжи закономерность По какому признаку можно объединить (разбить на группы)числа, слова, предложения Выяви закономерность