Творческая инициатива современного педагога Подготовила:Корчуганова Ирина Анатольевна,Старший воспитатель МДОУ, ЦРР-д/с№16 «Дюймовочка»
ИНИЦИАТИВА Толковый словарь Ожегова 1. Почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость. Творческая и. Проявить инициативу. По собственной инициативе. 2. Руководящая роль в каких-н. действиях. Взять инициативу в свои руки.
ИНИЦИАТИВА | Большой Энциклопедический словарь (БЭС) -(франц. initiative - от лат. initium - начало), почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях.
ИНИЦИАТИВА | Толковый словарь Даля . лат. начинание, починание, зачинание, вчинание, учинание; вчин,зачин, начин, почин, учин. В этом вопросе честь зачина за тобою.
Зачем нужна инициатива педагогу? инициативную и творческую личность может воспитать лишь педагог-творец, педагог-новатор…Инициативность педагогов - необходимый источник саморазвития образовательной системы, профессионального роста самих педагогов.
Педагог, как «садовник» в «саду человеческого общества», взращивает человечность. Без инициативы педагога быть не может - «семя человечности» не даст всходов без тепла и света его души, не потянется ростком личность вверх, не увидев и не почувствовав при мудром содействии педагога благоговения перед вневременными ценностями человеческой культуры. Без педагогической заботы агрессивная среда современного массового общества загубит этот росток на корню.
Я.А. Коменский (1592-1670) Полагал, что природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущей силой. Следуя этому, он в качестве основной закономерности воспитания обосновал идею самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельностном освоении мира.
Говоря о воспитании в раннем возрасте, Ж.Ж. Руссо (1712-1778) на первый план также выдвигал познавательную активность самого ребенка и видел основную задачу воспитателя в развитии этой активности: «Пусть он, - писал Руссо, - достигает знания не через вас, а через самого себя; пусть он не заучивает науку, а продумывает ее сам».
Песталоцци И.Г. (1746-1827), рассматривая обучение и воспитание в их единстве, считал важнейшей педагогической задачей приведение в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности, для чего разработал систему расположенных в определенной последовательности упражнений.
Создатель педоцентрической теории и методики обучения Дж. Дьюи (1859-1933) выразил кредо новой педагогики как формирование личности, умеющей «приспосабливаться к различным ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства». Дети должны научиться пользоваться свободой, максимально развивать в себе независимость и инициативу, творческие навыки, воспитать стремления к самообучению и самосовершенствованию.
В педагогической антропологии К.Д. Ушинского (1824-1870) воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности рассматривается как необходимое условие общественного развития. Известны высказывания ученого о необходимости «воспитать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества», и что человек создает и познает себя сам в процессе активной жизнедеятельности.
Идеи развития инициативности личности получили в деятельности выдающегося педагога С.Т. Шацкого (1878-1934), который неоднократно подчеркивал, что «воспитание человека должно быть воспитанием его самодеятельности и в этом стремлении не нужно останавливаться на полдороги».
Ценнейший материал по проблеме развития общественной инициативы воспитанников содержится в произведениях выдающегося советского педагога А.С.Макаренко (1888–1939), считавшего определяющим фактором развития общественного мнения и инициативы систему воспитания в коллективе и через коллектив.
Способность высказывать прогрессивные, творческие идеи в процессе активной деятельности; как мера активного участия в ней, способность к оригинальным действиям; как побуждение к новым формам деятельности, почин, начинание, умение, способность и стремление к самостоятельным действиям; как сверхнормативная деятельность, чувство нового, находчивость и лёгкость ориентировки, склонность к преобразовательской деятельности и т.д. Инициативность рассматривается как нравственное качество личности, её свойство, совокупность усилий и действий личности, направленных на претворение в жизнь новаторских предложений, на удовлетворение интересов и потребностей.
Готовность и способность проявлять педагогическую инициативу — важнейшие слагаемые компетенции педагога.
Ключевые компетентности включают в себя способность специалиста: видеть, анализировать и находить пути решения проблем; проявлять инициативу, брать на себя ответственность, работать самостоятельно; стремиться к совершенствованию в профессии, непрерывному образованию; искать и обрабатывать необходимую информацию; коммуникативные навыки.
Роль педагогических инициатив обновление форм, методов и содержания образовательной деятельности;усиление воспитания детей;решение социальных проблем педагогическими средствами;распространение педагогических знаний;социальная защита работников образования;самообразование и самовоспитание личности педагога;формирование авторитетного профессионального педагогического сообщества.Новаторское содержание инициатив формирует общественное мнение, способствующее прогрессивным реформам в системе образования и самом обществе.
Основными формами реализации педагогических инициатив, являются: педагогический эксперимент и опытно-экспериментальная работа;деятельность педагогических центров, клубов; деятельность педагогических объединений;издание педагогической литературы; законодательные инициативы в сфере образования, культуры, социальной и молодежной политики;меценатство в сфере образования.
Наиболее полно активность педагога достигается когда образовательный процесс максимально приближен к исследовательской деятельностипри участии в семинарах, тренингах, конференциях, Интернет-сессиях, практикумах…
Педагогический проект.Проект (от лат. projectus - буквально «брошенный вперед») есть замысел, план, предположение, предначертание; изложение его в тексте (письме, чертеже, схеме и т.п.).
Педагогический проект - это не просто замысел, это соединение идеи с человеческой активностью, сплав педагогического разума и педагогической воли, форма социального целеполагания, субъектом которого может выступать воспитатель, учитель и ученый, образовательное учреждение. Педагогический проект есть предвосхищение не просто того, что будет, а того, что желаемо и должно быть с образовательной практикой, обществом и индивидом, отношениями между людьми с педагогической точки зрения.
Использование метода проектов в деятельности образовательного учреждения соответствует современным тенденциям развития образовательных технологий. Участие в реализации проектов погружает педагогов в атмосферу сотворчества, общения, сопереживания, взаимной ответственности, что благотворно влияет на воспитание детей.
Педагогические движения и инициативы наполняют «паруса» современного образования, обеспечивают его непрерывное саморазвитие. Вместе с тем они преобразуют и самих участников ПД: педагогов, родителей, детей, руководителей и подчиненных -общество в целом.
«Подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности - это живые документы, указывающие обществу, что, кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба, есть еще люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели». АП. Чехов
Спасибо за внимание!Желаем творческих успехов!