Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.
Дидактические требования: четкое определение образовательных задач каждого урока; рациональное наполнение урока информацией; оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познавательной деятельности; рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры урока; сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет и мастерство проведения урока.
Воспитательные требования: определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке; формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.; внимательное и чуткое отношение к учащимся; соблюдение требований педагогического такта; сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
Развивающие требования: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития познавательных возможностей учащихся; проектирование «зон ближайшего развития»; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне; стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся; оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. С.И.Гессен