Реализация личностно-ориентированного обучения в процессе взаимодействия и сотрудничества на уроках физики через самостоятельные работы О.В.Куренко, учитель физики МОУ СОШ №20
Под личностно-ориентированным подходом понимается такой тип образовательного процесса, в котором личности ученика и учителя выступают как его субъекты.При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель – ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Для осуществления компетентностного подхода в обучении необходимо решение следующих задач: Подбор дидактического материала для индивидуальной работыФормирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способа приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных
Роль учебного сотрудничества
Практическое решение учебного сотрудничества
Компоненты системы работы учителя по созданию условий учебного сотрудничества на уроке Учение без принужденияИдея трудной цели помогает поддерживать дух сотрудничестваИдея опоры. Чтобы даже самый слабый ученик мог ответить достаточно свободно, перед ним должна быть опораИдея свободного выбора заключается в том, чтобы у ученика всегда был свободный выборИдея крупных блоков позволяет значительно увеличить объем изучаемого материала при резком снижении нагрузки на ученикаИдея самоанализа укрепляет атмосферу сотрудничества детей и взрослых, т.к. ученик не так зависим от оценки учителя.
Формы учебного сотрудничества
Для осуществления сотрудничества на уроке хорошо подходит организация самостоятельной работы
Групповая и коллективная деятельность Наличие общей целиРазделение труда и обязанностейСотрудничество и взаимопонимание как обязательное условие достижения общей целиСамоконтроль и взаимоконтрольУчет интересов коллектива и каждой личности в нем
Из практики работы Урок -практикум«Уравнение состояния идеального газа. Газовые законыУрок - вертушка«Основы молекулярно-кинетической теории»Урок – семинар «Производство, передача и использование электрической энергии»
Индивидуальные самостоятельные работы
При реализации личностно-ориентированного подхода вопрос об организации самостоятельной работы в процессе обучения не только не противоречит идее развития у учеников общеучебных умений, но и составляет основу развития у них принципов взаимодействия и сотрудничества на уроках физики.
Литература Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепции, технологииСоловейчик С. Школа сотрудничестваКонцепция преподавания физики в старших классах на базовом и профильном уровнях// Физика в школе №8,2005Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.