Программа курса«Прикамье: странички далёких и близких времён»
Цель курса Непосредственная цель курса: освоение учениками начальных классов определённой суммы знаний по истории и культуре родного края, ориентированных на возрастные особенности и личность каждого ученика. Перспективная цель: ранняя историческая пропедевтика и обучение азам исследовательской работы, воспитание интеллектуального подхода во взглядах на культуру и искусство, понимание роли личности в историческом процессе, формирование целостной картины восприятия окружающего мира в совокупности с другими дисциплинами школьного образования.
Основные задачи курса: Формирование у детей любви к своей малой родине, воспитание патриотизма.Развитие наблюдательности и любознательности.Формирование исследовательских навыков.Социализация личности ребёнка, включение его в культурную среду.Формирование умений, полезных в социальном общении и гражданском поведении.
Формы проведения занятий рассказы учителябеседычтение книг, статей о родном краепросмотр телепередачэкскурсии по улицам, на выставкипоездки в другие городамузейные урокипрослушивание радиопередачпознавательные интеллектуальные игры типа «Что, где, когда?» и КВНвикторинысмотры знанийфотовыставкисоставление альбомов и выпуск газетзащита исследовательских работпраздники и утренникивстречи с интересными людьмиконкурсы и т. п.
Содержание курсаисторического краеведения3-й (4-й) класс ВведениеРаздел 1. Давным-давноРаздел 2. Старинные города ПрикамьяРаздел 3. Пермь – главный город ПрикамьяРаздел 4. Города ХХ векаРаздел 5. Великая Отечественная войнаРаздел 6. Что даёт наш край стране. Особенности Перми и Пермской областиРаздел 7. Для учителей и родителей
ВведениеОт «Страничек» к «Страницам» Этот материал даёт возможность включения учащихся в новый раздел знаний, помогает им увидеть связь данного курса с изучением истории Прикамья в старших классах, понять неотрывность истории края от истории России и других стран. Ученики по оглавлению познакомятся с содержанием учебного пособия, его особенностями, правилами пользования им, а тетрадь станет помощницей в приобретении новых знаний.
Раздел 1Давным-давно Раздел призван подвести учащихся к пониманию исторических корней края, особенностей его заселения, неповторимости его культуры; познакомить их с особенностями истории и жизни коренного населения Прикамья, их культурой, традициями, бытом.
Раздел 1Давным-давно Посмотрим глазами историкаДревнее ПрикамьеВека металловКто живёт, тот и названия даёт
Раздел 2Старинные города Прикамья Задача раздела – формирование у учащихся интереса и уважения к историческому прошлому, создание образного представления о неповторимости городов края, о вкладе жителей Прикамья в развитие и культуру России.
Раздел 2Старинные города Прикамья ЧердыньСоликамскУсольеКунгурОсаОханск
Раздел 3Пермь – главный город Прикамья Цель изучения раздела – сформировать у учащихся представление об основании Перми, помочь им осознать значение города в истории России (экономика, культур, искусство), роль исторических деятелей в истории Перми, получить необходимые сведения о современно городе и его экономических и культурных особенностях.
Раздел 3Пермь – главный город Прикамья Основание ПермиГубернский город ПермьПермь и её замечательные жителиПамятники войн и революций
Раздел 4Города ХХ века Материал этого раздела призван познакомить учащихся с причинами возникновения новых городов в ХХ веке, показать их сходство и различия со старинными городами Прикамья, подчеркнуть вклад жителей края в развитие экономики и культуры Родины.
Раздел 4Города ХХ века БерезникиКраснокамскЧайковскийКуеда
Раздел 5Великая Отечественная война,город Пермь и Пермская область Задача раздела – дать детям представление о том, какой огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне внесли жители Прикамья, объяснить необходимость уважительного отношения к военным реликвиям, бережного отношения к памятникам, местам захоронения, мемориалам.
Раздел 6Что даёт наш край стране.Особенности Перми и Пермской области Раздел знакомит с сегодняшним днём Прикамья, рассказывает о значении края для России, его связях с другими странами.
Раздел 7Для учителей и родителей Советы учителям и родителям, как работать с пособием, как помочь детям лучше узнать историю родного края.
Разноуровневые задания Репродуктивный (Когда появились первые люди на Урале? Какими они были? Чем занимались?)Творческий (Нарисуй… Объясни… ) Поисковый (Отыщи в книгах и справочниках значения слов «костище», «селище», «городище», «могильник», «святилище». Какие из этих археологических памятников, связанных с жизнью древних людей, найдены в Прикамье? Узнай, нет ли таких памятников вблизи твоего города или села.
Тесты 1. Как называется место, где мы живем - наша малая Родина: А) Пермская область; Б) Пермский край В) Прикамье. Б.2. Около 500 лет назад первые жители города Соликамска начали добывать: А) Металлы; Б) Нефть; В) Соль.3. Когда-то вокруг города Чердыни стояли непроходимые дремучие леса и лишь один большой лесной зверь легко проходил лесные завалы, и когда жители Чердыни стали создавать герб (отличительный знак города), они решили его поместить на свой герб. Как назывался лесной зверь на гербе? А) Бобр; Б) Лось; В) Лиса.
К концу года должны знать:историю края, народапро судьбы и поступки людей, живущих на этой землесколько у нас городов и сёлчто даёт наш край странес кем наш край дружитисторию основания родного посёлка.К концу года должны уметь:работать с картой Пермского края, показывать и называть основные города;работать с дополнительной литературой, делать подборку материала на определённую тему;пересказывать прочитанное;с помощью учителя составлять презентацию;писать сочинения;составлять и отгадывать кроссворды, ребусы.
ОУУНСД ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ КРАЯ;ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА;РАСШИРЕНИЕ КРУГА ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ;ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ПРИ НАПИСАНИИ СООБЩЕНИЙ;ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИКТ.
УМК «Прикамье: странички далеких и близких времен» - это источник обогащения учащихся знаниями родного края;воспитания любви к нему;формирования гражданственных понятий;раскрывает связи родного края, поселка с великой Родиной;дает почувствовать причастность к её истории каждой семьи.
Литература Е.В.Шабашова. Исторические миниатюры о Земле Пермской. Пермь, 1998г.С.Барков. Туризм в Пермской области. ООО «Раритет-Пермь»,2002г.В.Оборин. Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный стиль. Пермское книжное издательство, 1976г.В.С.Верхоланцев. Город Пермь,его прошлое и настоящее. Пермь «Пушка»,2002г.В.А.Останин. Октябрьский. Пермь, 2001г.Г.Ширякина. Далёкое близкое. Пермь, 2001г.Преподавание истории и обществознания № 3,10. 2004г.Т.Ромащенко. Мой дом родной. Пермь, 1984г.А.Н.Щеколдин. Из летописи Земли Кунгурской. Пермь, 1967г.В.Михайлюк. Город белых берёз. Пермь, 1982г.Г.Чагин. Чердынь. Пермь, 1972г.Ю.К.Николаев. Основы геральдики. Пермь, 2002г
Соликамск
Кунгур
Имена в истории Прикамья
Мы живем в Куеде