МОУ «Старосеславинская средняя общеобразовательная школа»Педагогический проект«Берёза – символ земли русской»Автор: Алмазова Наталья Николаевна, учитель начальных классовhttp://www.proshkolu.ru/С. Старосеславино, 2010 год.
Аннотация Проект «Берёза – символ земли Русской» играет важную роль в привитии интереса к народному искусству, любви к родине и уважения к культуре и традициям русского народа.В ходе проекта обучающиеся знакомятся с устным народным творчеством.Занятия по проекту развивают умения работать с природным материалом.Проект можно использовать и на уроках, и во внеурочной деятельности.
Актуальность Данный проект актуален тем, что способствует приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа, обогащает чувственный опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире, позволяет научить детей видеть себя потомками и наследниками России.
ПротиворечияМежду природным стремлением детей к познанию окружающего мира, с одной стороны, и неумением найти источник познания и творчества – с другой.Между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.
Гипотеза Действительно ли берёза снискала небывалое признание как символ земли русской.
Цель проекта: Развитие творческих способностей, патриотических качеств, ассоциативного и образного мышления детей младшего школьного возраста в процессе их знакомства с культурой и традициями русского народа.
Методические задачи:вовлечь каждого ученика в активный, познавательный, творческий процесс;научить представлять свой творческий труд, отстаивать взгляды на выбор методов, средств и материалов, необходимых для осуществления творческих замыслов;развить интерес к проектной деятельности, умение работать в группе и индивидуально по плану;выработать навыки выразительного чтения поэтического произведения, его эстетического восприятия.привить любовь к большой и малой Родине, к родной природе; сформировать у обучающихся взгляд на окружающий мир как на общечеловеческую ценность, требующую бережного, заботливого отношения.
Основополагающий вопрос:Что мы знаем о берёзе?Стоит дерево, цветом зелено.В этом дереве четыре угодья:Первое - больным на здоровье,Второе – людям колодец, Третье – от зимы свет,Четвёртое – дряхлым пеленанье.
Проблемные вопросы:Откуда пришло название слова «берёза»?Почему берёза стала своеобразным символом России?Сколько видов берёз существует?Как служит берёза человеку?Почему это дерево нуждается в охране?
Учебные предметыЛитературное чтениеОкружающий мирИзобразительное искусствоТехнологияВнеклассное чтениеУчастники Обучающиеся 2 класса.
Участники проекта
Темы самостоятельных исследований обучающихся:История происхождения слова «берёза».Троица – праздник русской берёзки.Если рядом с тобою берёза.Берёзовое царство – хорошее лекарство.Берёза в народных приметах.Стихи, загадки, пословицы, поговорки, частушки о берёзе.
Этапы реализации проекта:Подготовительный:Формулирование темы и обсуждение творческого названия.Обсуждение плана работы.Внедренческий:Формирование групп для исследования.Обсуждение возможных источников.Сбор информации и ее анализ.Разработка наглядного материала.Разучивание стихов , потешек, пословиц, поговорок, загадок, частушек.Подготовка к празднику «Восславим русскую берёзку…».Просмотр детских презентаций.Оценочный:Выставка рисунков и поделок обучающихся.Проведение праздника.Публикация мини-энциклопедии «Всё о берёзе»
Реализация проекта
Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО
Рисунки с урока
Творческие работы обучающихся
Урок технологии
С урока технологии
Библиотечный урок
Диагностика результато в Твоё отношение к совместной разработке мини-энциклопедии «Всё о берёзе».«1» - очень понравилось«2» - понравилось «3» - выше среднего«4» - среднее«5» - ниже среднего«6» - не понравилось«7» - очень не понравилось
Результативность «1» - очень понравилось«2» - понравилось «3» - выше среднего«4» - среднее
Выводы: 1. Возросла познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся, дети узнали о роли берёзы в культуре, в традициях и обычаях русского народа.2. Повысились личностные качества обучающихся – такие, как коммуникабельность, доброжелательность, трудолюбие, сопереживание.3. Дети приобрели навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.
Инновационность проекта 1. Применение ИКТ технологий.2. Межпредметные связи (литературное чтение, окружающий мир, ИЗО, технология, внеклассное чтение).3. Использование современных форм и методов ведения уроков.
Учебно – методический пакет дидактический материал;методические разработки уроков;методическая разработка праздника;детские презентации по проекту;мини-энциклопедия.
Информационные ресурсы 1. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Воспитательная работа в начальной школе: «Учитель». Воронеж, 2001.2. Н. Т. Брыкина. Нестандартные и интегрированный уроки. М.: Вако, 2004.3. А. А. Рутковская. Рисование в начальных классах. С-П: Дон Нева,2001.4. Т. А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М.: ГНОМ, 2003.5. Н. С. Авдеев. Русские пословицы и поговорки. Детская литература, 1996.6. Т. Поликарпова. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003.7. Е. М. Тихомирова. Сценарии школьных праздников. М.: Экзамен 2006.8. О. А. Шаповалова. Сценарии праздников в начальной школе. Саратов: Лицей, 2005.9. http://www.openclass.ru10. http://www.4stupeni.ru11. http://center.fio.ru