Особенности государственных образовательных стандартов второго поколения
Соотношение стандартов первого и второго поколений Стандарты 1998, 2004 годов выполнили 2 функции: сохранили единое образовательное пространство как необходимость и обеспечили «свободу» - порождение учебных рабочих программ.Сохранены учебные предметы и их объемы, инвариантная и вариативная части, примерные программы по предметам не имеют статус обязательности и являются промежуточным звеном между стандартами и рабочими программами учителя.
Прежние стандарты «консервировали» содержание, а новые дают импульс развитию системы образования от главных субъектов – обучающихся и учителей.Стандарты 2004 года минимизировали содержание образования, а новые ориентируют на фундаментальное ядро содержание, содержащее не внешние признаки (знания по предметам), а универсальные учебные действия, которые можно представить как способы смыслообразования.
Стандарты 2004 года делали акцент на инварианте, чтобы сохранить единое пространство. При этом предусматривалась диверсификация образования (виды ОУ, программы). Новые стандарты имеют тот же контекст, но при этом усиливается вариативность и мобильность образования. Синхронная организация содержания заменяется асинхронной.
Стандарты первого поколения строились на знаниевом подходе, знания – результат деятельности. В стандартах второго поколения отражена сама деятельность и ее результата – компетенции обучающихся.В новый стандарт включено дополнительное образование – 10 часов внеучебной деятельности.В новый стандарт включена система диагностики и оценивания качества образования.Дидактический стандарт наработан в рамках стандарта 2004 и представлен в новом. Но УУД, компетенции требуют практических наработок. Именно они должны стать эффективным средством управления образовательным процессом в школе.
Г. Спенсер Школа, ориентирующаяся на знания, с точки зрения новых запросов мира труда, устарела. Великая ценность образования – это не знания, а действия.