Особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования.Начальное общее образование Москваавгуст, 2009
Государственные образовательные стандарты
Обязательный минимум содержания
Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;условиям реализации основных образовательных программ;результатам освоения основных образовательных программСтатья 7
Основы ФГОСЗапросы семьи, общества и государстваКонцепция духовно-нравственного воспитанияФундаментальное ядро содержания общего образования
Основы ФГОССоциальные, идеологические, методологические, научные основы ФГОС определяют особенностиструктуры ФГОС – совокупности трех систем требованийсодержания ФГОС – нормативного документа непрямого действиясостава и подходов к разработке нормативных документов, обеспечивающих функционирование ФГОС
Особенности ФГОССтандарт как конвенциональная норма, общественный договорведущий компонент ФГОС – требования к результатам, портрет выпускника;договорные отношения между участниками образовательного процесса,распределение ответственности за достижение планируемых результатоввариативность образования
Особенности ФГОСОриентация на результатОсновные результаты начального образования – развитие личности учащихся, «профессиональный ученик»Три группы планируемых результатовВедущие целевые установки изучения предметовНовая функция системы оценки – ориентация обра- зовательного процесса на достижение планируемых результатов
Стандарт как совокупностьтрех систем требований
Требования к результатам освоенияосновных образовательных программ
Требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образованияТребования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:1) формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование основ национальных ценностей российского общества; 3) становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 4) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 6) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 9) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 10) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования Стандарта: основные результаты начального образованияформирование предметных и универсальныхспособов действий, обеспечивающих возмож-ность продолжения образования в основной школе;воспитание умения учиться – способности ксамоорганизации с целью решения учебных задач;индивидуальный прогресс в основных сферахличностного развития – эмоциональной, познава-тельной, саморегуляции
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
Требования к структуре основных образовательных программ
Планируемые результаты:три основные группы результатов
Примерные программы:назначение и особенности
Примерное тематическое планирование (математика)
Планируемые результаты:(математика)
Требования к условиям реализации основных образовательных программ
Ожидаемые результаты:портрет выпускника начальной школыУЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
В помощь учителю серия: «Стандарты второго поколения»Универсаль-ные учебные действия под ред. А.Г. Асмолова
В помощь учителю: серия: «Стандарты второго поколения»Примерныепрограммы:Изобразительное искусствоМузыкаФизкультураИностранный язык
В помощь учителю: серия: «Стандарты второго поколения»Примерныепрограммы:Русский языкЧтениеМатематикаОкружающий мирТехнология
В помощь учителю: серия: «Стандарты второго поколения»Русский языкЛитературное чтениеМатематикаОкружающий мир
В помощь учителю: серия: «Стандарты второго поколения»В пособии:Рекомендации по развитию у учащихся личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий;Критерии и уровни оценивания сформированности универсальных учебных действий;Примеры задач для оценки сформированности универсальных учебных действий;Задания для выявления особенностей мышления, внимания, учебной мотивации, самоконтроля, общения.
В помощь учителю: серия: «Стандарты второго поколения»О.Б. Логинова, С.Г. ЯковлеваМои достижения. Итоговые комплексные работы.
В помощь учителю: серия: «Стандарты второго поколения»В книге:Что такое проектные задачи?Как научить младших школьников решать проектные задачи и использовать их в практической деятельности?Как формировать у детей самоконтроль и самооценку?