Создание на уроке личностно-ориентированной ситуации как средство формирования умений и навыков младших школьников
Цели:Создание условий для проявления познавательной активности учащихсяСоздание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы
Если вы спросите,в чем польза образования,ответ будет прост: образование делает хороших людей, а эти хорошие люди совершают благородные поступки. Платон
В основе личностно ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.
Личностный подход - индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.
Технологические характеристики личностно ориентированного урока. Современный личностно ориентированный урок – развивающая система , связанная с окружающей средой в первую очередь информационными каналами.
Коммуникативная культура учителя как условие личностно ориентированного образования:выделять другого из множества лиц – узнать его;принимать другого таким, каков он есть:помочь другому познать себя, людей, мир;воспитать другого, воспитывая себя;общение учителя и ученика – основа педагогического процесса;обучить общению можно только в общении;слушать – тоже общение;учитель – организатор учебного сотрудничества учащихся;ученик научится сам, когда научит другого;трудность общения есть одновременно трудность познания.
Реальный результат.Это знания, умения и навыки, которые приобрели учащиеся на уроке.
Оптимальное общение. Не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями; общий язык с детьми – это не язык команд и послушания, а язык доверия.
Личностно-ориентированные технологииПринцип недопущения перегрузок;Переориентация учителей с учебно-дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с учащимися;Исключение принуждения;Активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность;Организация совместной деятельности, обеспечение диалогового общения.
Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока- использование проблемных творческих заданий;- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;-отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Классификация личностно-ориентированных технологий
Требования к валеологически целесообразному уроку
Изменение традиционной структуры урокаПроверка домашнего задания:Исключение поверхностного оценивания и сравнения, которые мешают включению в учебный процесс;Безоценочное начало урока.Презентация нового материала:Выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы;Систематизация материала, иллюстративность материала;Четкость изложения, использование научно достоверной информации.Практика под руководством учителяНезависимая самостоятельная практика учащихся.Реализация системы оценивания учащихся.Подведение итогов и информация о домашнем задании.
Сравним традиционное и личностно-ориентированное обучение
Рекомендации к подготовке, проведению и анализу -Определение общей цели и её конкретизация в зависимости от разных этапов урока;-Планирование разных форм организации учебной деятельности ( соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);-Подбор дидактического материала, позволяющего выявлять индивидуальную избирательность к содержанию, виду и форме уч. материала;-Выявление требований к оценке продуктивности работы с учётом характера заданий;
Средства достижения этой цели:Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся.Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Критерии эффективности урока ЛОО (по И.С. Якиманской) Мотивация к целеполаганию.Использование проблемных заданий.Применение заданий, позволяющих ученику самому выбрать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.Оценка (поощрение) на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибка.Отметка, выставляемая ученику, должна аргументироваться по таким параметрам, как правильность, самостоятельность, оригинальность.При задании на дом называется не только тема и объём задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Основные требования к личностно-ориентированному уроку- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно неправильно), но и по процессу его достижения;- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
ЛитератураАйсмонтас Б. Б. Теория обучения. Схемы и тесты. «ВЛАДОС пресс», М. 2002г.Долженко Ю. А. Методическое сопровождение личностно – ориентированного образования. АКИПКРО, Барнаул, 2002г.Конаржевский Морфология урока. М. 2000г.Кульневич С. В., Лакоусина Т.П. Совсем необычный урок. ТЦ «Учитель», М. 2001г.Якиманская И. С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. «Сентябрь», М. 2000г.
Спасибо за внимание!