Проектная деятельность учащихся на уроках спецтехнологииБоролис Надежда Леонидовна – преподаватель спецтехнологии ГУ ПЛ№3 г. Аксу
«Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда»«Жить - это значит познавать действительность и преобразовывать ее».П.П. Блонский
Что необходимо учащимся для успеха?Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеиУметь работать в команде и обладать навыками общенияОпределять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за нихЭффективно использовать знания реальной жизниКомпьютерная грамотность
Метод проектовУчащиеся, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют собственный проект, решают какую-нибудь практическую образовательную задачу.В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся.
На уроках мы ставим перед собой цели: научить самостоятельному достижению результата; научить предвидеть проблемы, пути их решения; сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: научить работать с источниками информации, выделять главное, анализировать и систематизировать информацию; сформировать навыки проведения исследований; сформировать навыки работы и делового общения в группе; сформировать навыки защиты и представления своей работы.
Виды учебных проектов
По продолжительности проекты делятся:Мини-проекты могут укладываться в урок или часть урока. Например: реклама проводникового материала. 20 мин. - работа, (подготовка-10 мин, 2 мин презентация каждой группы); Краткосрочные проекты (4-6 уроков, необходимых для координации деятельности участников проектных групп). Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной работы и дома. Например: при изучении темы «Проводники» учащимся предлагается создать базу данных «Проводниковые материалы, области применения». Ребята ищут информацию об материалах в справочниках, проектируют базу данных. Определяют структуру Доклада: классификация, типы, область применения в профессиональной деятельности. Сканируют картинки с изображением материалов и готовых изделий. Все это делается во внеурочное время и накапливается в папке по проекту. На уроках вносят данные в базу, создают отчеты. На итоговом уроке представляют отчет о работе, готовую базу, запросы.
Недельные проекты выполняются группой в ходе проектной недели. Работа идет под руководством руководителя проекта. Здесь сочетаются классные и внеклассные формы работы. Идет погружение в проект. Долгосрочные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. У нас такая работа ведется в рамках внеклассной и кружковой работы. Весь цикл реализации выполняется во внеурочное время.
Визитная карточка проекта
Этапы для реализации исследовательского проекта: Формулирование проблемного вопроса Актуализация необходимых для дальнейшего исследования знанийПостановка цели и задач работы
Методика работы над проектом включает в себя следующие этапы:
Методика работы над проектом включает в себя следующие этапы:
Технологическая карта работы над проектом (пример)
Планирование деятельности
Этапы для реализации исследовательского проекта: Выдвижение гипотезы исследования
Этапы для реализации исследовательского проекта: Выбор метода исследования
Этапы для реализации исследовательского проекта: Поиск решения выдвинутой проблемы
Этапы для реализации исследовательского проекта: Анализ полученного результата Формулирование выводов о своей работе
Этапы для реализации исследовательского проекта: Оформление отчета в виде реферата, конспекта, плана, алгоритма и т. д.
Этапы для реализации исследовательского проекта: Представление результатов своей работы в виде устного сообщения.
Этапы для реализации исследовательского проекта: Оценка деятельности каждой группы
Проектный урок может иметь место при:изучении свойств объектов, определении взаимосвязей между объектами,установлении причинно - следственных связей между событиями и явлениями. отработке навыков решения различных задач и т.д.
Обучение через целесообразную деятельность для ученика, с учётом его личных интересов и целей.
Долгосрочные проекты
Проекты в рамках одного урокаВнутренняя энергия.1 2 3 4
Использование компьютерной техникиПоиск информации в сетиОбщение по электронной почте
Использование компьютерной техникиИспользование цифрового фотоаппарата, видеокамеры при получении данных, проведении эксперимента
Использование компьютерной техникиРасчет в электронных таблицах
Метод проектовМетод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует его становлению как будущего специалиста.
Метод проектов предполагает обязательное создание конечного продукта совместной деятельности: (Создание Web страницы, сайта, научных рефератов в электронном виде, мультимедийных презентаций и др.), в результате чего дает высокий образовательный и воспитательный эффект.
Использование компьютерной техникиЗащита проекта
Знание – это то, что остается, когда всё, чему тебя учили забудется.