Методическое пособие для школьных психологов«Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ» Автор: педагог-психолог высшей категории Филиппова Е.В.
Цель экспериментальной разработки:Создание психологических технологий и средств повышения готовности учащихся к сдаче выпускных экзаменов.В пособии представлены:1. Анализ психологического содержания ЕГЭ и ГИА.2. Подбор и апробация диагностических методов, позволяющих оценить уровень индивидуальной готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ и ГИА.3. Классификация основных трудностей учащихся при сдаче ЕГЭ и ГИА.4. Программа психологической подготовки учащихся к экзаменационным испытаниям.
АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ЕГЭ. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и итоговая государственная аттестация (ГИА), вошел в школьную практику не так давно. Он радикально отличается от привычной формы проверки знаний. Сдача выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и ГИА вызывает острый стресс у учащихся по ряду причин:работа в новых непривычных условиях (незнакомые педагоги, школа, учащиеся);печатная форма неправильных ответов затрудняет выбор, так как требует дополнительных усилий для преодоления доверия к «печатному слову»;необходимость продемонстрировать свои знания по всему циклу дисциплины;работа с незнакомым пакетом бланков.Необходима профилактика экзаменационного стресса на основе решения следующих задач:1. Повышение сознательной саморегуляции учебной деятельности.2. Учет личностных особенностей и уровня оценочной тревожности на этапе подготовке к экзамену.3. Развитие навыков работы с тестом.
Модель психологической готовности к ЕГЭ. Когнитивный компонент включает в себя определенный объем и упорядоченность знаний учащегося, а также особенности развития таких когнитивных функций как память, мышление, внимание.Эмоциональный компонент включает в себя личностные особенности выпускника, его эмоциональное отношение к экзамену и эмоциональное состояние на самом экзамене. Поведенческий компонент включает в себя знание и понимание учащимся особенностей проведение экзамена, знакомство с процедурой ЕГЭ, навык работы с тестовыми материалами.Уровень развития и индивидуальные особенности саморегуляции учебной деятельности.
На основе исследовательских данных был разработан комплекс диагностических показателей развития индивидуальной саморегуляции и личностных особенностей, позволяющий оценить уровень индивидуальной готовности к выпускным испытаниям.Комплект состоит из трех психологических методик и двух опросников компетентности (для учащегося и педагога).Время поведения 45 минут.
Программа психологической подготовки учащихся в ЕГЭ.Задачи программы: формирование умений самостоятельно ставить перед собой цели и определять пути их достижения; развитие самостоятельности учащихся в подготовке к экзамену; предупредить регулярно встречающиеся ошибки; сформировать навыки сдачи экзаменов в тестовой форме; способствовать осмыслению и освоению теоретического материала на более высоком уровне, пониманию его внутренней системы и логики.
Программа психологической подготовки учащихся в ЕГЭ.МОДУЛИ ПРОГРАММЫ:
Содержанием программы явилось: формирование умений самостоятельно ставить перед собой цели и определять пути их достижения; способствование осмыслению и освоению теоретического материала на более высоком уровне, основанном на понимании его внутренней системы и логики. развитие самостоятельности учащихся в подготовке к экзамену; формирование навыков сдачи экзаменов в тестовой форме; предупреждение регулярно встречающихся ошибок; развитие внимания и памяти;
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭДиагностика, позволяющая оценить уровень индивидуальной готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ.Индивидуальная работа с учащимисяРабота с педагогическим коллективомРабота с родителями выпускников Групповая работа с учащимися