Как подготовить и провести родительское собрание Проблема
Родительское собрание это одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого – педагогических знаний; это школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Формы родительских собраний Родительский лекторийКонференция по обмену опытомДиспут-размышление по проблемам воспитанияВстреча с администрацией, учителями класса
Алгоритм подготовки родительского собрания: Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:-возрастные особенности детей-преобладание типов семей-уровень образованности и заинтересованности родителей-проблемы классного коллектива-цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед школой
2. Подготовительная работа-изучение научно-методической литературы-анализ документации-проведение микроисследования-определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников-объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся
-запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания-приглашение родителей и других его участников-привлечение к его подготовке членов родительского комитета-оформление и оборудование места проведения собрания
Как пригласить родителей на собрание? Запись в дневнике учащегося с проверкой подписи родителейЗвонок по телефонуИспользование дружеских связей родителейПриглашение на отдельном листке с указанием темыИндивидуальное приглашение, набранное на компьютереПриглашение с интригующим вопросом или просьбой подготовиться к выступлениюСтихотворная открыточкаПриглашение с помощью родительское комитета
3. Рекомендации по проведению родительского собрания:-оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе-оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.-оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.
Как начать собрание и расположить родителей к разговору? Использование цитат, эпиграфовПоприветствовать и поблагодарить родителейЛирическое начало (стихи, инструментальная музыка)Знакомство родителей с проблемой и регламентомПо-особому (необычно) рассадить родителейВыставка творческих работ учащихсяРеклама педагогической литературыВидеоролик о жизни класса или выступление детейНачать собрание с результатов анкетирования учащихся, родителейОтметить работу родительского комитетаИспользование цифр и фактов для привлечения внимания к темеВыразить радость от общения с родителями и их детьми
Структура проведения родительского собрания Информация общего характера(изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе.
2.Анализ развития детей за определенный период:-личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик)-учебная деятельность ( уровень мотивации, достижения, проблемы)
3. Обсуждение конкретной проблемы(просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности)
Внеучебная проблема -выделяем существующую (возникшую) проблему-определяем причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше; смотрим на проблему с разных сторон)-предпринимаем попытку ее теоретического разрешения, обсуждаем ЛЮБЫЕ варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, прогнозируем возможные последствия (к чему это может привести); определяем участников разрешения данной проблемы и распределяем ответственность между ними.
Учебная проблема -анализируются причины затруднений детей при освоении учебного курса;-идет совместное обсуждение: сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет-даются методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.)-лучше взять одну, но конкретную проблему, и проработать ее досконально!!!
Как сообщить родителям об успеваемости ребенка, не афишируя его неуспех на весь класс? С хорошего начать и хорошим закончитьВыдать оценки на листочках, а на обороте совете и рекомендации для родителейО плохом сказать в общем, не называя фамилийВ плохих учениках найти хорошее и похвалить их за что-то при всехО хорошем –вслух, о недостатках –индивидуально.Показать родителям тетради с хорошими и плохими работами детей, не называя фамилий.
В конце родительского собрания 4.Принятие решения собрания5.Индивидуальные консультации с родителями
ВАЖНО!!! Говорите о проблеме, а не о персоналияхОтмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех –за что-нибудь.Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.Используйте наглядные примеры – как надо, как правильно.Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную ( с одним говорю –все стоят кругом слушают)
Правила успешного проведения родительского собрания Уважайте!Помогайте!Объясняйте!Доверяйте!Учитесь!Спрашивайте!Благодарите!
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании Снять собственное напряжение перед встречей с родителямиДать родителям почувствовать Ваше уважение и вниманиеУбедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.Постарайтесь понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы
Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей.Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
Уважаемые классные руководители постарайтесь ответить на вопросы Назовите тему родительского собранияКакую подготовительную работу Вы провели?Как приглашали родителей? Сообщали ли им о теме собрания?Какое начало собрания вы использовали?Было ли на собрании обсуждение конкретной проблемы? Просвещение родителей?Пришли ли Вы совместно с родителями к какому-либо решению?Была или нет индивидуальная консультация с родителями?Благодарили ли Вы родителей за что-нибудь на родительском собрании?