Департамент образования города МосквыЮжное окружное управление образования«Развитие профессиональных компетенций школьного библиотекаря как условие повышения качества библиотечной работы. Алгоритм планирования и отчетности в школьной библиотеке» ЛИБП ГБОУ МЦ ЮОУО ДОгМСовещание библиотекарей19 .04.2012 Презентацию подготовила заведующая библиотекой ГБОУ СОШ № 915Столярова Татьяна Романовна
Портфолио школьного библиотекаря
СОДЕРЖАНИЕ Термин «портфолио»Цель портфолиоЗадачи портфолиоФункции портфолиоПрактическая значимость портфолиоМодели портфолиоТипы портфолиоВиды портфолиоМетодика формирования портфолиоОрганизация и оформление портфолиоПриложенияЛитература
«Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе сказать не можешь?»Козьма Прутков
Термин «портфолио» (или «портфель») пришел к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики. Например, министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за определенный период времени.
портфолио отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.
Цель портфолио накопление достижений; отслеживание индивидуального прогресса; представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.
Задачи портфолио - проанализировать и обобщить свою работу;- связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;- отразить динамику профессионального развития;- представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно
Функции портфолио Диагностическая — фиксирует изменения за определенный период времени;Содержательная — раскрывает спектр выполняемых работ;Развивающая — обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;Мотивационная — поощряет результаты деятельности;Рейтинговая — позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.
Практическая значимость портфолио - аттестация в будущем;- лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;- систематизация деятельности библиотекаря;- стимулирующий фактор.
Модели портфолио
ТИПЫ ПОРТФОЛИО Портфолио документовПортфолио работПортфолио отзывов
Портфолио документов Включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:дипломы (федерального, городского, окружного, школьного уровней)грамотысвидетельстваудостоверениясправкисертификаты. В разделе размещают копии документов.
Портфолио работ собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности; описание основных форм и направлений творческой деятельности;собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря; конкурсные работы;проекты развития библиотеки;выступления на семинарах, методических объединениях, педсоветах;сценарии различных массовых мероприятий;электронные документы — различные презентации, разработки в помощь проведения библиотечных уроков;видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;печатные работы;качественная оценка профессиональной деятельности библиотекаря по параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность и т.п.
Портфолио отзывов Отношение библиотекаря к различным видам деятельности включает:письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме, рекомендательные письма, рефлексию и прочее);оценки мероприятий коллегами, методистами ОМЦ, администрации школы, методических объединений предметников и т.д.; самоанализ деятельности и ее результатов.
Можно конструировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные типы в качестве разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов)
Комплексный портфолио
Портфолио простые Три типа портфолио в чистом виде: «портфолио документов» или «портфолио работ» или «портфолио отзывов»
ВИДЫ ПОРТФОЛИО Личный портфолио или «Профессиональный портрет школьного библиотекаря» Идеальный вариант личного портфолио —комплексный, включающий все типы портфолио: портфолио документов + портфолио работ + портфолио отзывов. Кроме этого, целесообразно включить так называемый «портрет», который лучше всего разместить в самом начале.
«Портрет» рассказывает о личности библиотекаря. Предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющейся опыт библиотекаря: в самообразовании, в проектной деятельности, по использованию в практике современных информационных технологий.
СОСТАВЛЕНИЕ РЕЗЮМЕ Резюме — это краткое описание с предоставлением основных фактов и важных деталей из вашей биографии.
в одном документе (формат А4, максимум с двух сторон) кратко и ясно изложите только самую важную информацию о вас и вашей работе;сохраняйте компьютерный файл со своим резюме, чтобы было проще обновлять его и вносить необходимые изменения;перед тем, как послать или передать кому-нибудь свое резюме, внесите необходимые изменения и дополнения;проверьте орфографию. Печатая резюме, используйте бумагу хорошего качества.
Можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» - размышления на тему «Профессия школьного библиотекаря» или «Миссия школьной библиотеки в современной школе». А перед программой развития библиотеки или конкурсной работой —разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность ее анализировать, делать выводы, видеть перспективы.В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков.
Тематический портфолио Занятие какой-либо темой. Например, школьные библиотекари часто работают учителями-предметниками — преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др.Использование тематического портфолио дает возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективу и демонстрировать свой профессиональный уровень.
Тематический портфолио может включать: План (структуру, схему);Пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.;Обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете;Программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий);Работы детей (анкеты, тесты, отзывы на проведенный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки);Самоанализ проведенной работы;Фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.);Отзывы коллег, учителей на проведенные занятия;Подведение итогов, определение перспектив.
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО Для чего я хочу создать портфолио?Что я включу в портфолио?Как будет организован портфолио? (перечень материалов портфолио вначале - обязательно)
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИОоен. Главное требование, чтобы он был логически выстроен.
Можно оформлять в виде файловой папки с заголовками разделов;Каждую работу, документ, подборку материалов размещайте в отдельный файл;Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику;
В печатном варианте из перечня обязательны ссылки на документы или их копии с указанием номера приложения; В электронном варианте для удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио и перечней; Cделайте копии документов.
Структура портфолио
Сформировав портфолио, представьте свою работу администрации школы и в Окружной методический центр.Самый лучший вариант представления — защита или презентация портфолио перед коллективом или методическим объединением библиотекарей района или города.
Приложения: Удостоверения, справки, свидетельства о повышении квалификации
Дипломы
Грамоты
ПОРТФОЛИО РАБОТ
Выступления на семинарах, методических объединениях, педсоветах
Публикации
Сценарии
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Загашев И. Новые технологии в школьной библиотеке. Лекция 3. // Библиотека в школе: Газета издательского дома «Первое сентября».—2004.—№19.—С.53-54.Макарова Е. Портфолио как он есть. // Библиотека в школе: Газета издательского дома «Первое сентября».—2006.—№6.—С.12-14.Козлова О. Портфолио школьного библиотекаря. Презентация. Новикова Т. Папка индивидуальных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт. // Директор школы.—2004.—№7.—С.13-24.Новикова Т. Региональный опыт использования технологий портфолио в практике российской школы / Т. Новикова, А. Прученков, М. Пинская // Методист.—2005.—№4.—С.31-34.
Новикова Т. Построение различных моделей портфолио / Т. Новикова, А. Прученков, М. Пинская // Методист.—2005.—№3.—С.39-43.Остенко М. Технология «Учебный портфель» в образовательном процессе. // Библиотека в школе: Газета издательского дома «Первое сентября».—2003.—№16.—С.10-15.Пинский А. Рекомендации по распространению различных моделей портфолио учащихся основной школы. // Практика административной работы в школе.—2003.—№7.—С. 3-7.Федотова Е. Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школы. // Школьные технологии.—2005.—№3.—С.171-180.