Профессиональное самоопределение для учащихся 9 класса Составитель: учитель технологии филиал МОУ СОШ № 17 – СОШ № 3 г. Карталы Ильина Н.Г.
Профессиональное самоопределение Внутренний мир человека и система представлений о себе
Самосознание – что это? Процесс оценки своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости. Самосознание формируется по мере того, как человек приобретает жизненный опыт и в его сознании меняется представление об окружающем мире и себе.
С самосознанием теснейшим образом связана самооценка Самооценка умение правильно оценить свои поступки, умственные и физические силы на основании самопознания.
Самооценка может быть: положительное отношение к себе, самоуважение. Ощущение собственной ценности (уничижительное отношение к себе, чрезмерная самокритичность в отношении к себе),что приводит к затруднениям в общении и деятельности
самооценка
Характер самооценки существенно влияет на все стороны жизни. Поэтому очень важно научиться объективно оценивать себя Заниженная самооценка – недооценивание своих возможностей. Как результат – неуверенность в себе, чувство тревоги и робости, акцентирование внимания на неудачах Завышенная самооценка – преувеличение своих заслуг, успехов знаний Адекватная самооценка – объективный анализ своих личностных качеств, способностей
Интересы связаны с потребностями человека, которые привлекают его внимание и способы удовлетворить его потребности. Интерес заставляет действовать, выступая мотивом деятельности. Профессиональные интересы – отношение человека к определённому виду деятельности.
Склонность появляется в любых занятиях, в направленности на усвоение разных знаний или создание каких – либо вещей предметов. Как правило область интересов и склонностей совпадает.
Склонности развиваются вместе со способностями Способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности
Виды способностей ОБЩИЕ Обеспечивают лёгкое и продуктивное овладение общими знаниями (интеллект, работоспособность, целеустремлённость и тд.) Позволяют достичь высоких результатов в определённой области деятельности (педагогические, спортивные, технические, математические, художественные, организаторские, литературно – лингвистические и тд.)
Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются от рождения Задатки проявляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании. А также при активной творческой деятельности.
Высшим уровнем способностей является: Талант – выдающиеся способности в определённой деятельности Гениальность – наивысшая степень творческих проявлений личности
Библиография http://www.smayli.ru/ludia.html Методическое пособие для учителя по учебнику «Технология 9 класс» под редакцией В.Д. Симоненко