Профессиональное самоопределение учащейся молодёжи в контексте работы школьной библиотеки«Самый несчастный человек – это тот, для кого в мире не нашлось работы» Томас Карлейль
Структура профориентационной работы в школе
Актуальность, проблемы: нет чёткой координация работы всех заинтересованных структур; у большинства учащихся отсутствует серьёзный подход к выбору профессии; психологическая незрелость учащихся; часть выпускников к моменту получения аттестатов не могут профессионально самоопределиться.
Цель:построить чёткую систему профориентационной работы с учащимися, начиная с начальной школы;- формировать комплексный подход к профессиональному самоопределению старшеклассников;предоставлять информацию о мире профессий и профессиональной ориентации;- содействовать личностному развитию учащихся;- формировать у уч-ся способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемого профиля и выбираемой профессии.
Направления профессиональной ориентации в школе
Информационно-просветительское направление Цель: создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Реализация: школьный библиотекарь готовит серию занятий, рассказывающих о различных сторонах той или иной профессии; представляет профессиональный мир в конкретно-наглядной форме; привлекает внимание учащихся к тематическим выставкам, по их запросам подбирает необходимую литературу, учитывая возрастные и психологические особенности, занимается формированием специального раздела фонда.
Диагностическое направление Реализация:самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий); оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.
Консультационное направление Основание: мотив человека, его интересы, склонности, личностные проблемы или особенности мировоззрения. Работник школьной библиотеки, в рамках консультационного направления, может лишь предоставить учащемуся материалы по интересующей профессии: профессиограмму (описание содержания профессии);данные об учебных заведениях, где готовят по данной профессии;периодические издания, в которых говорится о востребованности профессии на рынке труда.
Обучающее (формирующее) В рамках этого направления школьный библиотекарь может: проводить специальные личностно ориентированные занятия, строить традиционную библиотечную работу с учетом знаний о психологических особенностях учеников, полученных в этом курсе. Субъект воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся: умение анализировать мир профессий; умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора; владение стратегиями поиска работы и поиска путей профессиональной самореализации.
Структура профориентационного центра на базе школьной библиотеки -информационно-коммуникативное пространство, содействующее развитию личности учащегося в профессиональной области. Основные элементы: собрание профессиограмм; сборники профориентационных тестов и анкет; книжный фонд и медиаресурсы; периодические издания; каталог ресурсов.
Ресурсы Интернет: http://www.job.ruhttp://www.csta.mosuzedu.ruhttp://www.proforientator.ruhttp://www.labor.ruhttp://www.iacedu.ruhttp://www.metodkabi.net.ruhttp://www.proftime.edu.ruhttp://www.urc.ac.ru/abiturient/index.html
Мысль в подарокЖалости достойны учащиеся, которые, проучившись несколько лет и закончив учебное заведение, приобрели всего одну-две книги по специальности, а личная библиотека которых содержит жалкий десяток случайных книг. Личная библиотека красноречивее, чем дипломы, аттестаты и даже ученые степени и звания, говорит о квалификации специалиста, образованности и культуре человека.Павел Лернер
Список литературы:Белова Т. В., Волошина И. А., Солнцева В. А. и др. Справочник начинающего профконсультанта. – М., 1998. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1998. Общая психология : Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 448 с.Поляков В. А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. – 1993. – № 05.Практическая психология образования : Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М. : ТЦ Сфера, 1998. – 528 с.Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.Научно-методический журнал ЗДВ №7/2011 г.