Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»Социальный педагогЛюдмила Николаевна КурнявкаМБОУ «СОШ № 2» г. Югорск
Трудный ребенок. Какой он?
Причины детской неуправляемости:Борьба за внимание родителейБорьба за самоутверждениеЖажда мщения окружающему миру, взрослымНеверие в свой успех
Борьба за внимание родителей.Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.
Борьба за самоутверждениеРебёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам. Это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.
Неверие в свой успех.Причины неверия в собственный успех: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьёй, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
Жажда мщения окружающему миру, взрослым.Ребёнок мстит за: неверие в его способности и возможности сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрамиза унижение друг друга в кругу семьиза потерю одного из родителей в результате развода за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнокза несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания за родительскую ложь и хамелеонствоза чрезмерное проявления взрослыми любви друг к другу
Макаренко: «Хотите, чтобы были хорошие дети — будьте счастливы».
ПОЛОЖЕНИЕ ПОДРОСТКА В СЕМЬЕ И ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИОсновная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями.В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями:
Семьи, в которой «трудные» родителиЭто, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь.Атмосфера в такой семье -холодность, безразличие, отсутствие духовного контактазадача классного руководителя:•Расположить мать к себе, заручитьсядоверием; если она отнесется к этомунастороженно, не спешить обижаться.•Попробовать посмотреть на себя глазамиматери. Это поможет лучше понять ее иконтролировать свое отношение к ней.•Заинтересовать судьбой подростка,пробудить ответственность за егобудущее.•Деликатно, тактично затронуть темуестественного желания матери
Семьи, в которой господствует безнадзорностьВ таких семьях, родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми задача классного руководителя:Терпеливо доказывать родителямпагубное влияние на подростка тогообраза жизни, который они ведут.•Обратить внимание на испытываемыеподростком переживания, боль, стыд,обиду за отца и мать.•Выяснить, кто из родителей пользуетсябольшим авторитетом в семье, кто можетстать опорой в изменении условий жизни.•Включить подростка в более широкоеобщение с окружающими людьми,морально поддержать, установитьконтроль.
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителейРодители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителейзадача классного руководителя:•Сформировать у родителей потребность впедагогических знаниях через проведениес ними консультаций, включение их всистематическую работу школы сродителями.•Пробудить интерес к самообразованию.•Внушить мысль о том, что все детинуждаются в образованных родителях.
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокимизадача классного руководителя:• Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться отдействий с позиции силы. • Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. • Доказать, что терпение и снисходительность ребенку - главное средство в воспитании
Семьи, , в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряютзадача классного руководителя:•Изменить жизненную ориентациюродителей.•Заинтересовать подростка развитиемвнутреннего духовного мира.•При встречах с родителями дома и вшколе использовать косвенноевоздействие, опираясь на здоровыеинтересы
Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка, с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений.
Трудно держать в уме множество воспитательных целей, все равно не удержишь. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно, все остальное приложится.Из школы, из жизни они сами будут выбирать и вбирать в себя все доброе и честное. Они будут воспитуемы, как говорил Сухомлинский. Будет основа – и серьезное воспитание во всех его видах и направлениях пойдет им впрок. Но нельзя строить третий и пятый этажи там, где нет фундамента. Симон Соловейчик Из книги «Педагогика для всех»
Спасибо за участие!