Личные качества руководителя ОУ. СодержаниеВведение. 1. Методы оценки, сущность и значение деловых и личных качеств руководителя. Характеристика оценки деловых и личных качеств руководителя. Знания и умения.Личные качества.Личные ресурсы.Навыки и способности эффективно управлять.•Английская методика.Методы оценки деловых и личных качеств руководителя на процесс управления. Количественные методы. ▪ Качественные методы оценки. ▪ Оценка по методу черт. ▪ Оценка на основе анализа труда. ▪ Функциональная оценка. Принципы отбора и расстановки персонала в зарубежных странах. Заключение. •Литература.
Введение.В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного качества этой деятельности. Естественно, что это наблюдается и в сфере образования, когда происходит переход от единообразной системы образования к разнообразной. Эта потребность определяется запросами общества и потребностями экономики в высоком уровне подготовленности молодежи.Руководитель должен уметь устанавливать цели ОУ и свои собственные, предвидеть миссию школы, разрабатывать планы, принимать управленческие решения, мотивировать коллектив на их реализацию, осуществлять руководство педагогическим коллективом; обладать способностью осуществлять мониторинг деятельности.
Введение В условиях глобальных социокультурных преобразований и формирования новой концепции развития общества на первый план выдвигаются требования к личности управленца нового типа. Одним из приоритетных направлений совершенствования подготовки руководителя в образовании является формирование личности с управленческой культурой, обладающего интеллектом, культурой мышления, способного к диалогу, с устойчивой ориентацией на самореализацию и развитие, способствующими его конкурентоспособности.
ВведениеРазвивающаяся школа нуждается в становлении нового типа руководителя, в формировании нового поколения управленцев. Среди качеств, необходимых современному управленцу, можно выделить: коммуникативность, профессиональную компетентность, понимание мотивов, ценностей, интересов людей, самоконтроль, творческий потенциал, интеллектуальность и обаяние, постоянное стремление к самообразованию и самосовершенствованию, умение влиять на подчиненных благодаря имиджу и т.д.
По мнению В.К.Загвоздкина«Идеальный тип современного человека это: самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде.Те умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть компетенциями».
Говоря о компетентностях руководителя ОУ, интересно обратиться к материалам БолонскогоВ рамках европейского проекта«Настройка образовательныхструктур» была сделанапопытка определить наборыкомпетенций (как результатовобучения), которые были быобщими для обеих ступенейобучения. Полученный списокобщих компетенций былразделен на три категории: инструментальные, межличностные, системные.Инструментальные:1. Способность к анализу и синтезу.2. Способность к организации и планированию.3. Базовые общие знания.4. Базовые знания по профессии.5. Коммуникативные навыки в родном языке.6. Элементарные компьютерные навыки.7. Навыки управления информацией.8. Способность решать проблемы.9. Способность принимать решения.
Межличностные и системные компетенцииМежличностные:1. Способность к критике и самокритике.2. Способность работать в команде.3. Межличностные навыки.4. Способность работать в междисциплинарной команде.5. Способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях.6. Способность воспринимать разнообразие и международные различия.7. Способность работать в международном контексте.8. Приверженность этическим ценностям. Системные:1. Способность применять знания на практике.2. Исследовательские способности.3. Способность к обучению.4. Способность к адаптации к новым ситуациям.5. Способность к генерации новых идей.6. Способность к лидерству.7. Понимание культур и обычаев других стран.8. Способность работать автономно.9. Способность к разработке проектов и управлению.10. Способность к инициативе и предпринимательству.11. Ответственность за качество.12. Воля к успеху.
Д.Иванов объединяет этот список в несколько групп: - интеллектуальные (анализ и синтез);- коммуникативные (межличностные);- умение работать с информацией;- исследовательские, рефлексивные;- предпринимательские;- умение решать проблемы;- умение работать в команде;- умение учиться.
Характеристика оценки деловых и личных качеств управленца. Всю работу по управлению можно разделить на две части:-управление деятельностью ОУ:- управление персоналом. В своей работе я рассмотрела только одну часть - управление персоналом. Организационное окружение предъявляет к руководителю по управлению персоналом ряд требований, которые могут быть положены в основу модели:1. Знания и умения. Современный менеджер должен знать: закономерности и принципы функционирования рыночной экономики, теорию и практику современного менеджмента, теорию организации и методы моделирования организационных структур формы и методы мотивации целенаправленного поведения людей в системе управления, суть системного подхода к проектированию рыночных структур, методы комплексного анализа. Ему должны быть присущи высокие общечеловеческие качества и соответствующие психологические способности, в том числе способность идти на разумный и взвешенный риск. Он должен уметь осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовывать бизнес- план, осуществлять маркетинговые исследования.
Личные качества. жажда знаний, профессионализм, новаторство, творческий подход к работе; упорство, уверенность в себе и преданность к делу; нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи; психологические способности влиять на людей; коммуникабельность и чувство успеха; эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость; открытость, гибкость и легкую приспособляемость к происходящим изменениям; ситуативное лидерство и энергию личности в корпоративных структурах; внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации; энергичность и жизнестойкость; склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению; ответственность за деятельность и принятые решения; потребность работать в коллективе и с коллективом.
Личные ресурсы. Менеджер должен иметь и уметь эффективно распоряжаться своими ресурсами, информацией, временем, имеющимися в его распоряжении людьми, финансами, материалами, то есть достигать высоких результатов, постоянно повышая конкурентоспособность руководимой им ОУ.
Навыки и способности эффективно управлять. На эффективность управления могут влиять: 1) способность управлять собой;2) разумные личные ценности; 3)четкие личные цели, упор на постоянный личный рост; 4)навыки и упорство в решении проблем; изобретательность и склонность к инновациям; 5)владение современными методами управления; высокая способность воздействовать на окружающих; 6)формировать и развивать эффективные рабочие группы;7) умение обучать и развивать подчиненных.
За рубежом широко используется методика английского исследователя К. Беннета, который предложил выявлять степень проявления двадцати качеств личности менеджера:интеллигентность, ·честность,доступность,авторитарность, стремление, вдумчивость,тактичность,коммуникабельность, заинтересованность в людях,цельность характера, позитивное отношение к действительности,мужество,решительность, порядочность,чувство юмора,умение слушать, твердость, дружелюбие,энтузиазм.
В условиях рыночной экономики предъявляются повышенные требования и к личностным качествам управленческого работника. В кадровой работе ОУ методические материалы содержат перечень таких качеств:честность, справедливость, умение работника наладить доброжелательные отношения с подчиненными, выдержанность и тактичность при любых обстоятельствах, целеустремленность, принципиальность, решительность в принятии управленческих решений, а также настойчивость и энергичность в их реализации,умение отстоять свое мнение, самокритичность в оценках своих действий и поступков,умение выслушивать советы подчиненных, правильное восприятие критики с умением делать соответствующие выводы, умение держать слово и не обещать того, что не будет выполнено, умение пользоваться своими правами и полномочиями, особенно в случаях применения административного и организационного воздействия,а также умение личным примером и поведением в повседневной жизни положительно воздействовать на подчиненных.
Таким образом, собирательный образ эффективного руководителя можно создать, используя в той или иной мере следующий набор свойств:1. Интеллектуальные способности: ум и логика; рассудительность; проницательность; концептуальность; образованность; знание дела; речевая развитость; любопытство и познавательность; интуитивность.2. Черты характера личности: инициативность; гибкость; бдительность; созидательность и творчество; честность; смелость и уверенность в себе; независимость; амбициозность; настойчивость и упорство; энергичность; работоспособность; обязательность; участливость.3. Приобретенные умения: заручаться поддержкой; завоевывать популярность и престиж; организовывать; убеждать; менять себя; быть надежным; шутить и понимать юмор; разбираться в людях.