Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания Пошаговые методические рекомендации по осуществлению процессом воспитания. ( методика П.В.Степанова)
Что такое воспитание? Воспитание – это в первую очередь воспитательная работа, исполнение школьным педагогом некой особой, возложенной на него государством , обязанности. Смысл диагностики- желание педагогов показать себя Анализ –отчёт о проделанной работе Планирование того, что предписано свыше и будет проверяться Воспитание – не работа, а деятельность, управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий.
Критерии оценки процесса воспитания По динамике личностного развития школьников ( это цель и результат воспитания). По тем условиям, которые созданы в школе для этого развития ( сформированность первичных детских коллективов школы, благоприятное самочувствие каждого ребёнка в этих коллективах, степень развития позиции воспитателя у педагогов школы, использование потенциала различных видов совместной деятельности педагогов и школьников).
1.Личностное развитие школьника Объекты отношения В чём выражается ценностное отношение личности к данным объектам ( признаки личностного роста) В чём выражается антиценностное отношение личности к данным объектам (признаки личностного регресса) 1.Отечество Гражданственность, патриотизм Обывательство и социальное иждивенчество Отношение к миру 2. Земля Любовь к природе, бережное отношение к её богатствам Потребительское отношение к природе и её богатствам 3. Мир Миротворчество и неприятие насилия, пацифизм Милитаризм 4. Труд Трудолюбие, стремление к творчеству Лень 5.Культура Интеллигентность Бескультурье, хамство и вандализм 6. Знания Любознательность Невежество Отношение к людям 7. Другие люди ( такие же , как и я) Гуманность, милосердие Жестокость 8. Иные люди ( не такие, как я) Толерантность Ксенофобия, национализм, расизм Отношение к себе 9. Я – телесное, моё здоровье Забота о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни Пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма 10. Я – душевное, моё внутренний мир Самопринятие и душевное здоровье Комплекс неполноценности
2. Сформированность первичных детских коллективов… Коллектив- сложная социальная система, характеризующаяся единством организации и психологической общности Самоуправление, распределение социальных ролей Сформированность норм и ценностей Соединение деловых и неофициальных межличностных отношений Благоприятное положение каждого ребёнка в коллективе, зависит от позиции воспитания педагога, от видов их совместной деятельности
Диагностика процесса воспитания В начале и конце учебного года 1 раз в 2 года Опросник «Личностный рост» ДИНАМИКА 1.Содержащиеся в опроснике утверждения должны побуждать подростка демонстрировать своё отношение к миру, другим людям, к самому себе; 2.формулировки должны быть понятными; 3.Тест должен быть составлен таким образом, чтобы избежать попыток «угадывания» ответов; 4.Тезисы опросника не должны выглядеть заведомо общественно одобряемыми.
Анализ процесса воспитания Сопоставление полученных результатов в воспитании школьников с поставленными в этой области целями; Выявление факторов, позитивно или негативно повлиявших на полученные результаты; Формулирование важнейших проблем в сфере воспитания, которые школьным педагогам предстоит решать в будущем. Анализ результатов воспитания (% соотношение благополучных и неблагополучных семей) Анализ функциональной деятельности семей школьников в воспитании. Анализ существующих в школе условий, влияющих на результаты воспитания. ( % соотношение школьных классов и внеклассных объединений; количество детей, занятых в объединениях, неформальных лидеров) Анализ использования воспитательных возможностей (анализ деятельности классного руководителя). Анализ состояния детского и детско-взрослого самоуправления в классе. Анализ ресурсного обеспечения процесса воспитания в школе. Формулирование проблем.
Цель деятельности (чего я хочу достичь?) Планирование процесса воспитания Что этому может способствовать? ПЛАН Не может быть точным и подробным Может использоваться для анализа классных дел План-это синтез диагностических записей План составляется в свободной форме Не может являться основанием для контроля деятельности педагога 1. Какова цель моей деятельности, чего я хочу достичь? 2.Что этому может способствовать? время Воспитывающие уроки Классные часы игры Спортивные и туристические соревнования Сценическое творчество класса иное Сентябрь октябрь ИТОГИ:
Список используемой литературы Степанов П., Степанова И. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания.-М., 2007 Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности.- М., 2007