Педсовет Организация учебно- воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся
Цели:1.провести системный анализ педагогической деятельности по формированию ЗОЖ и укреплению здоровья учащихся,2.определить пути и способы совершенствования работы по данному направлению
Задача:Определить возможности, условия и основные направления совершенствования пед. деятельности по формированию ЗОЖ
План работы:1. Вступительная часть (Варанкина В.А.)2. Отчет творческих групп:«Школьный урок и здоровье учащихся» (Симонова Е.В.)«Здоровьесберегающая организация образовательного процесса» (Родькина Е.П.)«Формирование культуры здоровья ученика» (Слатинская Е.В.)«Здоровье учителя» (Калинина Н.В.)«Уклад школы, необходимый для сохранения и укрепления здоровья» (Резниченко М.В.)
Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.Ж.Лабрюйер
ЗаболеваемостьКаждый четвертый ребенок – болезни желудка,Каждый пятый – заболевания сердечно – сосудистой системы.Около 60% старшеклассников нездоровы.Более 40% мальчиков призывного возраста не соответствуют требованиям армии.(Директор департамента медико – социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития РФ О.Шарапова)
Статистические данные по заболеваемости с 2002 по 2007 г.
Причины
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней.(Устав Всемирной организации здравоохранения)
Критерии и оценка здоровьяБазовые критерии физического здоровья : состояние сердечно-сосудистой системы; иммунной системы; способность организма усваивать кислород воздуха.Показатели деятельности этих систем имеют прямое отношение не только к здоровью человека, от них напрямую зависит жизнь.Основные критерии здоровья: состояние опорно-двигательного аппарата, нервной системы, пищеварительной и мочеполовой систем.
Критерии психического здоровья: психическое равновесие, гармоничность организации психики и ее адаптивные возможности; способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков,целеустремленность, работоспособность, активность;полноценность семейной жизни,способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи,критический подход к обстоятельствам жизни; автономность личности, самоактуализация, уверенность в себе, необидчивость (умение освободиться от затаенных обид);независимость и естественность поведения;чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке;самообладание и способность радоваться.
Критерии социального здоровья интерес к самому себе; общественный интерес;самоконтроль;гибкость;принятие неопределённости;ориентация на творческие планы;научное мышление;ответственность за свои эмоциональные нарушения;высокая фрустрационная устойчивость.Отечественные психологи дополняют этот список:культура потребления,альтруизм,эмпатия,бескорыстие,демократизм поведения.
Здоровье
Россия
Здоровье (приоритет)1 место – педагоги 2 место – школьникиЗанимаются спортом1/3 подростков15% взрослыхСон (меньше 7 часов)25% школьников20% педагоговРежим питания 13% подростков15% взрослых
Причины1.не включается в систему регуляторов поведения2.преобладает узкопрагматическое представление о роли здоровья3.недостаток практических знаний о том, как заботиться о здоровье
Аспекты урока с позиций здоровьесбережения
Условия подготовки к урокуЧистота Оптимальная температураСвежий воздухРациональное освещение
Условия проведения урокаКоличество видов учебной деятельности (4 – 7)Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (не больше 10 мин.)Частота чередования разны видов учебной деятельности (через 7 – 10 мин.)Количество видов преподавания ( не менее 3)Чередование видов преподавания (не позже, чем через 10 – 15 мин.)Наличие видов деятельности, обеспечивающих реализацию индивидуальных особенностей (не меньше 7 – 10 мин.)Наличие оздоровительных моментов (на 20-й мин–1 минута - 3 упражнения с 3 – 4 повторами)
Психологический климатНаличие внешней мотивацииСтимуляция внутренней мотивацииВзаимоотношения между учителем и ученикомВзаимоотношения между учащимисяНаличие эмоциональных разрядок
Здоровьесберегающая педагогика- это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.
Методология воспитания культуры здоровья:
Здоровье учителяЗависит от :Отношения к немуПолноты знаний по сохранению здоровьяОбраза жизни
Образование, учитель, школа(из послания Президента РФ Федеральному Собранию) Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно кивать только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в т.ч. и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам в обществе тоже много вопросов.Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся с формированием современной системы здравоохранения в целом.
Проект решения педсовета Подтвердить как одну из приоритетных задач школы – создание условий по охране и укреплению здоровья учащихся, создание оптимальных условий работы педагогов Разработать проект «Здоровье», обеспечивающий приоритет здоровьяВключить в договоры с родителями пункты о взаимодействии со школой в решении задачи здоровьесбережения Разработать и включить критерии оценки результативности деятельности работников школы по охране здоровья учащихся в критерии стимулированию (НСОТ) Продолжить работу по вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность по изучению вопросов здоровьесбережения Организовать мониторинг и создать банк данных уровня физического и психического здоровья обучающихся с проведением анализа заболеваний и их динамики Организовать семинары для учителей по проблеме здоровьесбереженияМетод. Совету школы, МО организовать работу по изучению и внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий Организовать работу по оздоровлению педагогов Разработать и включить в учебный план 2009 – 2010 г. элективные курсы, направленные на формирование культуры здоровьяПровести конкурсы «Самый здоровый класс», «Спортсмен года»Приобрести необходимый спортинвентарь Кл. руководителям привлечь к организации секций родителей, при содействии родителей вовлекать детей в спорт. кружки, секцииРазработать систему КТД, направленных на устранение вредных привычек