Введение Введение С 1 сентября 2011 года все образовательные организации Российской Федерации перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Существенные изменения должны произойти в характере образовательного процесса, в системе оценки достижения планируемых результатов, в подходах к созданию «инструментария».
Для реализации ФГОС НОО важно разработать: новую модель системы оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ; определить результаты по годам обучения для школьников, обучающихся по разным учебно-методическим комплектам на первой ступени основного общего образования; разработать и апробировать измерительные материалы для оценки результатов, а также организационно-технологическое обеспечение их проведения; создать автоматизированную программу обработки, обобщения и графического анализа полученных результатов.
Модель взаимодействия системы оценки Модель взаимодействия системы оценки
В содержание оценочной деятельности входят 3 группы планируемых результатов: предметные, метапредметные, личностные. Несмотря на то, что границы каждой группы результатов четко определены, они не могут быть изолированы друг от друга. В содержание оценочной деятельности входят 3 группы планируемых результатов: предметные, метапредметные, личностные. Несмотря на то, что границы каждой группы результатов четко определены, они не могут быть изолированы друг от друга. Для оценивания продвижения учащихся в достижении метапредметных результатов нами выделены 38 универсальных учебных действий (далее – УУД), которые обучающиеся достигают к концу каждого года обучения (первого, второго, третьего или четвёртого класса соответственно). 16 метапредметных компетенций, формирующихся в соответствии с ФГОС к концу четвертого класса, были объединены в следующие группы:
Отправной точкой для операционализации требований ФГОС НОО стали следующие основания: возрастные особенности обучающихся, последовательность формирования УУД (действия по образцу, действия в стандартной ситуации, действия в проблемной ситуации), степень самостоятельности обучающихся в решении поисковых и творческих задач, например: Отправной точкой для операционализации требований ФГОС НОО стали следующие основания: возрастные особенности обучающихся, последовательность формирования УУД (действия по образцу, действия в стандартной ситуации, действия в проблемной ситуации), степень самостоятельности обучающихся в решении поисковых и творческих задач, например:
1_Оценка образовательных достижений обучающихся НШ_ выпуск 188_2011 г. 1_Оценка образовательных достижений обучающихся НШ_ выпуск 188_2011 г. 2_Система оценки достижения планируемых результатов_выпуск 177_2011 г. 2а_СОДЕРЖАНИЕ_системы оценки. 3_Оценка достижения метапредметных результатов обучающихся_1 класс_ 4_Оценка достижения метапредметных результатов обучающихся_2 класс 5_Оценка достижения метапредметных результатов обучающихся_3 класс.
Комплексные Комплексные письменные работы 7.1_Текст, 1 кл 7.2_Текст 2 кл 7.3_Текст 3 кл 7.4а Задания_1кл 7.4б Задания_ 2 кл 7.4в Задания_ 3 кл Сопровождение ПД 9а. Номера групп 9б Бейджи для обучающихся 9в Бланк наблюдений за работой группы
Проектная деятельность Проектная деятельность Задачи проектной деятельности: определять и принимать цель совместной деятельности и осуществлять поиск средств её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Особенности организации проектной деятельности Особенности организации проектной деятельности Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между несколькими группами, педагог направляет обучающихся на совместное выполнение задания. Организация групповой работы предполагает: создание учебной мотивации (учитель только создаёт проблемную ситуацию, задачу ставят сами дети); пробуждение в учениках познавательного интереса; развитие стремления к успеху и одобрению; снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание; развитие способности к самостоятельной оценке своей работы; формирование умения общаться и взаимодействовать с обучающимися и взрослыми.
Условия организации проектной деятельности: Условия организации проектной деятельности: проектная деятельность строится в соответствии с возрастом, возможностями и способностями обучающихся; обеспечивается необходимыми условиями (информационные ресурсы, оборудование); обеспечивается наличие ясной и простой критериальной системы оценки результата работы по проекту группы и индивидуального вклада, если это необходимо; осуществляется планирование процесса создания продукта; результатом деятельности является продукт, который презентуется и получает оценку при защите. наличие самооценивания хода и результата работы. Для формирования и оценивания УУД возможны следующие виды проектов: познавательный (поисковый, информационный); исследовательский; творческий; социальный; игровой (ролевой); конструкторский.
Примерная структура проектной деятельности: вводная часть – приветствие, постановка целей, сообщение инструкций; основная часть – работа в группах; заключительная часть – презентация; подведение итогов. Работа над проектом осуществляется на следующем уроке, после выполнения комплексной письменной контрольной работы. Формирование групп проводит сам учитель в соответствии со списком обучающихся по журналу. В целях четкого соблюдения регламента весь класс делится на группы. В зависимости от количества обучающихся в классе число человек в группе может варьироваться от 5 до 7. Так как целью данной работы является наблюдение за уровнем сформированности метапредметных умений, проявляющихся в совместной деятельности, а не определение лучшей группы, то допускается неравное количество человек в группах. Учитель для каждой группы детей организует рабочую зону: сдвигаются 2 парты, расставляются стулья вокруг стола по количеству участников группы, выкладываются материалы и инструменты, необходимые для работы. На этапе подготовки заместитель директора вместе с учителем подбирает группу специалистов, которые будут наблюдать за проектной работой детей. Участниками проведения могут быть: заместитель директора, учитель, данного класса, педагог-психолог, социальный педагог, учителя начальных классов, учителя средней школы, воспитатель группы продленного дня.
Карта наблюдений педагога Карта наблюдений педагога за индивидуальными достижениями обучающегося Для оценивания продвижения обучающихся в достижении метапредметных результатов предлагается карта наблюдений педагога за индивидуальными достижениями обучающегося. Карта наблюдений педагога выступает как элемент формирующего оценивания, позволяющий «накапливать информацию о состоянии и прогрессе обучающихся, на основании которого осуществляется коррекция или улучшение учебного процесса» (М.А. Пинская). Карта наблюдений включает 38 метапредметных умений (действий), разработанных с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также года обучения. За основу выделенных универсальных учебных действий взяты планируемые метапредметные результаты, которые должен достигнуть ребенок к моменту окончания начальной школы (приложение 12). По заданному шаблону формируются электронные таблицы на каждого ученика, и после ввода оценок результаты представляются в виде диаграмм (карта наблюдений разработана в электронном формате MS Excel).
Система оценивания метапредметных результатов Система оценивания метапредметных результатов «Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». Оценка метапредметных результатов осуществляется в ходе различных процедур поэтапно: Оценивание комплексной письменной работы: обучающегося; класса. Оценивание проектной деятельности: группы; класса. Обобщение результатов выполнения комплексной проверочной работы на межпредметной основе по классу. Результаты обучающихся (в баллах) заносятся в электронные таблицы. Обработка результатов, построение диаграмм осуществляется программой автоматически.
Оценивание комплексной письменной работы Оценивание комплексной письменной работы Оценивание комплексной письменной работы может проводиться любым учителем. Используется критериальная система оценивания результатов выполнения заданий, т.е. ребенок получает баллы только в том случае, если его ответ полностью соответствует заявленным критериям. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе, 0 баллов – при неправильном выборе. Задания с выбором нескольких правильных ответов, кратким и развернутым ответами оцениваются от 0 до 3 баллов. При любом, даже минимальном, по мнению проверяющего, расхождении с критерием задание оценивается в 0 баллов. Комплексная письменная работа структурирована таким образом, что позволяет оценить результаты ребенка: по каждому заданию; по работе в целом; по каждому УУД.
В качестве основных показателей выбраны следующие: общий балл, успешность освоения, уровень сформированности учебной компетентности. В качестве основных показателей выбраны следующие: общий балл, успешность освоения, уровень сформированности учебной компетентности. Общий балл за выполнение всей комплексной работы – сумма баллов, полученных обучающимися за выполнение заданий комплексной работы. Успешность освоения УУД – это отношение общего балла обучающегося к максимально возможному баллу за комплексную работу, выраженное в процентах. На основе показателя успешности освоения УУД делается вывод об уровне сформированности учебной компетентности.
Уровень сформированности учебной компетентности определяется по Таблице определения уровня сформированности учебной компетентности, где: ПБ – пороговое значение для освоения базового уровня; ПП – пороговое значение для освоения повышенного уровня. Оба пороговых значения определяются на основе экспертных оценок по методу Ангоффа и непосредственно связаны с содержанием заданий комплексной работы. Определение уровня сформированности учебной компетентности
Оценивание проектной деятельности Оценивание проектной деятельности Во время проектной деятельности наблюдатели заполняют бланк наблюдения за работой группы, в котором прописаны различные способы действий детей в группе.
Обобщение результатов выполнения комплексной проверочной работы на межпредметной основе по классу Обобщение результатов выполнения комплексной проверочной работы на межпредметной основе по классу Количественной характеристикой освоения каждой из 16 УУД является успешность освоения метапредметной компетенции. Успешность освоения метапредметной компетенции – это отношение среднего балла по классу, полученного по всем заданиям комплексной письменной работы и группового проекта, к максимально возможному баллу, который можно набрать за задания, относящиеся к этой компетенции, выраженное в процентах. Для получения обобщённых данных за выполнение комплексной работы по 16 метапредметным компетенциям необходимо заполнить две электронные таблицы. В разработанном программном обеспечении, после занесения баллов в электронные таблицы, успешность освоения 16 метапредметных компетенций по классу рассчитается автоматически. Результаты предоставляются в виде лепестковой диаграммы.