Образование: Взгляд из будущего Павел Олегович Лукша к.э.н., ст.н.с. ИЭ РАН, проф. ВШБ МГУ, исследователь Hertfordshire University [email protected]
Будущее уже здесь: выпуск 2020 Чему нужно начинать учить этих первоклассников, чтобы они сказали нам «спасибо»?
Школа-2020-2050 Поколения 2025 и 2050: ученики и их дети Парадигма «школы будущего» создается сейчас: цикл от идеи до практики 10-20 лет и более Образование – фундаментальная переменная, определяющая успех страны: положение в первой четверти и первой половине 21 века
Прагматика образования Запросы к сегодняшнему образованию формируются в будущем Запросы: - экономика - наука / технология - культура / искусство - государство
Две модели будущего Будущее уже здесь: в настоящем есть большие тенденции и тренды, которые в будущем начнут оказывать существенное воздействие на нашу жизнь Будущее – это мы: наши действия и наши намерения формируют содержание нашего будущего
Мы уже много знаем о будущем…
…но мы не пытаемся себе об этом рассказать
Порядок работы Работаем в группах Делаем стендовые презентации Обсуждаем, дискутируем, задаем вопросы Придерживаемся регламента
Группы Естественные науки и технологии Науки об обществе, человеке и человеческих коммуникациях Культура и искусство Методология педагогики Или по социотипам
Тема 1: Самое важное сейчас Вопрос: «Чему мы на самом деле учим?» Задача: сформулировать ДВЕ-ТРИ самых важных цели, которые решают учителя в вашей группе сейчас Внутригрупповая дискуссия: 10 минут Презентация результатов и обсуждение: 2 минуты на группу
Тема 2: Самое важное: взгляд из будущего Вопрос: «Что говорит нам наше будущее?» Задача: поглядите на свою группу предметов из своего будущего – из 2020 года. Оцените, какие темы важны, а какие отсутствуют. Чему на самом деле нужно учить, чтобы это было полезно в 2020 году? Сформулируйте и аргументируйте ТРИ самых важных темы Внутригрупповая дискуссия: 15 минут Презентация результатов и обсуждение: 5 минут на группу
Тенденции, создающие наше будущее
Технологии и естественные науки Экология и «устойчивое развитие» на первом месте Сверхбыстрая смена технологий и проникновение в массы: ИКТ, биотехнологии, … Новый виток освоения космоса (негосударственные программы) Новая материальная реальность: энергетика после нефти, нанотехнологии, …
Общество и экономика Гиперконкуренция, отсутствие долгосрочных гарантий и предсказуемости Рост роли творческого труда, гибкости и способности переобучаться Снижение значимости границ, продолжение глобализации Самоорганизация сообществ, снижение роли государств Россия: старение населения, «эхо» «провала 90-х»
Культура и искусство Языки общения Взаимное проникновение культур и необходимость «читать культурные коды» Азия: стремительная урбанизация, новый центр деловой и культурной активности Новые и развивающиеся культурные форматы (кино, виртуальные миры и пр.)
Информационная среда 2025 года Оцифровка интеллектуального / культурного наследия человечества Непрерывно пополняемые коллективные библиотеки знаний (wiki-технологии) Развитие сред виртуального общения Распределенная работа с виртуальным присутствием Интегрированная система «компьютер-человек» (исчезновение компьютеров) Тенденции в образовании «модульное» обучение непрерывное обучение в течение жизни он-лайн обучение (eLearning) как одна из основных форм обучения: виртуальная среда обучения (виртуальные доски, классы, экспонаты…) виртуальные группы учеников «распределенные» школы
Чему должна учить школа? Школа 1908-2008 базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира», единая культурная база подготовка к выбору профессии Школа 2020 базовые навыки: умение работать с большими объемами информации коммуникативные навыки креативность способность переобучаться «модульные» навыки
Некоторые возможные изменения в школьных программах «Сквозное» развитие «навыков будущего» в процессе школьного образования Изменение акцентов обучения, методик подачи материала, форматов вовлечения учеников, методов оценки успеваемости, … Сдвиг баланса с «предметных» на «навыковые» курсы Увеличение занятий, требующих групповой работы и коммуникаций между учениками Увеличение доли заданий, требующих самостоятельной работы и творчества Раннее обучение компьютерной грамотности, активное использование Интернета и программирования в школьном обучении, …
Обсуждение: что дает нам методика «Взгляд из будущего»
Поглядеть глазами своего будущего Что говорит вам ваше будущее через 5, 10, 25 лет? Что из того, что вы делаете сейчас, важно, а что второстепенно? Что еще вам стоит делать? От чего стоит отказаться?