Надпредметная программа как способ приобщения школьников к чтению Ирина Евгеньевна Козлова, учитель русского языка и литературы гимназии №67
Надпредметная программа выступает как способ договора между учителями об общих целях, ценностях, единых требованиях и формах взаимодействия. Поводом и содержанием такого «договора» может быть любая педагогическая проблема, в том числе и проблема приобщения к чтению.
Преимущества надпредметной программы: программа ориентирована на результат-продукт; не надо дополнительного времени, т.к. содержание надпредметной программы входит в учебную; она способствует формированию общеучебных навыков и умений; создаётся команда учителей-единомышленников.
Наиболее значимые компоненты надпредметной программы: диагностика, содержание учебной деятельности, ряд модулей, реализуемых в данной надпредметной программе.
Диагностика педагогов Школьник должен быть хорошим читателем не только на уроке литературы? Рекомендуются ли ученикам какие-либо материалы, кроме учебника? Какие задания по данному предмету способствуют приобщению ребенка к чтению? Готовность к взаимодействию с коллегами, родителями, библиотеками по приобщению детей к чтению?
Диагностика родителей нравится ли ребёнку читать, поощряют ли читательскую активность, дарят ли книги, обсуждают ли прочитанное, рекомендуют ли книги для чтения, , читают ли вместе с ребенком, : считают ли себя примером в чтении.
Диагностика «Цветик - семицветик» Задания: Раскрась лепестки цветка, если тебе нравится: читать книги в электронном виде (зеленым цветом) подбирать музыку к книгам (жёлтым цветом) писать отзыв-сочинение о книге (синим цветом) сочинять разные рассказы (красным цветом) узнавать о разных событиях, описанных в книгах (голубым цветом) выполнять иллюстрации к книгам (розовым цветом) участвовать в играх, связанных с книгами (коричневым цветом)
Предложенные диагностики позволяют увидеть выбор учебных предметов, на материале которых будет строиться надпредметная программа, оценить предпочтения в выборе заданий по чтению. Такими заданиями стали задания, связанные с визуальными образами, аудиообразами, задания, связанные с реализацией творческого потенциала конкретного ученика, с поиском информации в Интернете и её обработкой. .
Цели надпредметной программы «Г.-Х. Андерсен» изучение возможностей педагогической интеграции учителей разных предметов; обогащение предметного содержания материалом произведений Андерсена; развитие творчества и познавательной активности школьников через чтение; создание условий для переноса полученных знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность; развитие умения вести диалог; воспитание понимания духовной сущности прочитанных произведений, эстетического вкуса.
Список произведений Г.-Х. Андерсена для учащихся 5-х классов: «Снежная королева», «Русалочка», «Чайник», «Штопальная игла», «Бутылочное горлышко», «Соловей».
Схема надпредметной программы для 5-х классов «Г.-Х. Андерсен»
Литература узнавали композиционные и жанровые особенности сказок Г.-Х.Андерсена, узнавали об известных переводчиках этих сказок, сравнивали различные интерпретации оригинального авторского сочинения
Естествознание узнавали о традициях стран, в которых происходило действие сказок, или стран, упоминаемых в данных сказках: Дании, Финляндии, Лапландии, Японии, Китая.
История и культура Санкт-Петербурга узнавали об известных датчанах, жизнь и судьба которых была связана с Петербургом
Музыка подбирали музыку к фрагментам сказки «Снежная королева»
Задание для модуля «Музыка» Автор произведение Текст произведения Музыкальный фрагмент
Изобразительное искусство подбирали иллюстрации к различным сказкам Г.-Х. Андерсена узнавали биографии художников-иллюстраторов этих сказок.
Программа модуля «Изобразительное искусство» Название: «Художники–иллюстраторы» Задача: по окончании обучения ученик познакомится с творчеством художников- иллюстраторов сказок Г.-Х. Андерсена; научится подбирать иллюстрации к отдельным фрагментам сказок; отбирать материал для презентации о художнике-иллюстраторе. Содержание: Ознакомление с иллюстрациями к сказкам Андерсена; Ознакомление с биографиями художников Создание презентации о художнике-иллюстраторе Создание собственной иллюстрации к сказке Методы обучения: вводная беседа, обсуждение, практические задания, самостоятельное изучение биографических и методических материалов. Ресурсы: Оборудование - мультимедийный проектор, персональный компьютер, цветной принтер Материалы - учебные материалы, практические задания, Интернет-ресурсы Оценка: выполнение презентации и/или практического задания Характеристика учащихся: учащиеся 5 класса Ориентировочная продолжительность: 4 часа
Практическое задание к модулю «Изобразительное искусство» Художник-иллюстратор Имя: Годы жизни: К каким произведениям создал иллюстрации: Портрет художника:
Выводы Были созданы условия, при которых чтение рассматривается как базовая учебная компетентность, личностная ценность, способ решения школьником образовательных и социокультурных проблем разного уровня. При этом возрастает роль личностных знаний, уменьшается доля информационных знаний, расширяются внепредметные контексты знаний.
Некоторые примеры возможных надпредметных программ по приобщению к чтению
Схема надпредметной программы «Шедевры мировой литературы» в 5-10 классах
Благодарим за внимание!